Материалы для подготовки к семинарским занятиям
По философии (Палей Е.В.)
Модуль второй (2-я контрольная точка)
Тематический семинар: Проблема истины в философии
Вопросы для обсуждения:
1. Сформулируйте и проанализируйте классическое определение истины.
2. В чем сущность различия абсолютной и относительной истины?
3. Что может служить критерием истины?
Литература:
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. Глава 8 «Истина и заблуждение» раздела 2.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php).
- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных
учебных заведений. М., 2001. Пункты об истине в гл. 9.1 раздела 2.
(http://ihtik.lib.ru/; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 3, гл. V. Познание
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
http://sbiblio.com/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).
- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 12. Теория познания, § 8. Что есть истина.
(http://ihtik.lib.ru/; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).
- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Пункт 4. Теория истины в гл. 1
|
|
раздела V. (http://ihtik.lib.ru/).
- Философские словари и энциклопедии.
Дополнительная литература:
- Гадамер Х.-Г. Что есть истина.
(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000040/index.shtml).
- Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М., 2004.
(http://sbiblio.com/biblio/archive/rassel_human/).
- Соловьев В.С. Вера, разум и опыт (http://sbiblio.com/biblio/archive/solovev_vera/).
- Шлик М. О фундаменте познания. (http://sbiblio.com/biblio/archive/shlik_o/).
Коллоквиум: Философское осмысление религии
Вопросы для размышления (подготовить письменно один из них):
1. Каковы особенности религиозного мировоззрения, специфика религиозного взгляда на мир?
2. Чем отличается религиозное мировоззрение от философского? Какие у них общие черты?
3. Каковы социальные и психологические предпосылки существования религии?
4. Каков познавательный потенциал религии? Чем характеризуются религиозные знания?
5. Какова роль религии в современном обществе? Какие функции она продолжает выполнять?
6. Как можно охарактеризовать соотношение религии и науки в настоящее время?
Студент должен дать ответ на эти вопросы в письменной форме. По объему каждый такой ответ может быть представлен на 2-4 страницах печатного текста. Но необходимо учесть, что оценка будет выставлена только в случае ответа, демонстрирующего владение широким объемом материала по данной теме и содержащего самостоятельные оценки прочитанного. На семинарском занятии предполагается коллективное обсуждение представленных ответов.
Литература :
- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 18. Духовная жизнь общества. § 5. Философия
религии. (http://ihtik.lib.ru/; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).
|
|
- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VIII. Гл. 3. Философия
и религия. (http://ihtik.lib.ru/;
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1996. Гл. 9. П. 4.2. Религиозное сознание.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/krapiv/index.php).
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004.
Раздел 5. Гл. 4. (http://sbiblio.com/biblio/archive/kusnezov_filosofija/).
- Философские словари и энциклопедии.
Дополнительная литература :
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/index.php;
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/index.shtml).
- Винер Н. Творец и робот. М., 2004. (http://sbiblio.com/biblio/archive/viner_tvorec/).
- Ли Е.В. Интуиция как способ самопознания в восточных концепциях//Credonew. 2010. № 3.
(http://credonew.ru/content/view/937/62/).
- Кальвин Ж. О христианской жизни (http://sbiblio.com/biblio/archive/kalvin_0/).
- Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм//
Вопросы философии. 2001. № 4.
- Ницше Ф. Антихристианин// Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990.
(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000635/index.shtml).
- Планк М. Религия и естествознание// Вопросы философии. 1990. № 8.
( http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/plank_rel.php).
- Рассел Б. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?
(http://sbiblio.com/biblio/archive/bertran_relig/).
- Соловьев В.С. Вера, разум и опыт (http://sbiblio.com/biblio/archive/solovev_vera/).
- Тейчман Д., Эванс К. Философия. М., 2005. Гл. 2 части 1.
(http://sbiblio.com/biblio/archive/teychman_filosofija/).
- Фейербах Л. Сущность христианства.
(http://sbiblio.com/biblio/archive/feyerbah_sushnost/;
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000570/index.shtml).
Творческое эссе: Проблемы познания в философии.
Задание для размышления:
Выберите для себя одно из этих суждений, попытайтесь сформулировать, какой смысл может быть в нем заключен (при этом не забывайте, что это мысль, высказанная в абстрактной форме, поэтому возможных толкований может быть множество). После того, как Вы раскроете его смысл, оцените высказывание (с любой точки зрения: логической, моральной, практической и т.п.).
1. «Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно».
2. Всегда недостаточно быть абсолютно правым.
3. Чем ниже человек в интеллектуальном отношении, тем менее загадочно для него бытие, ему представляется само собой понятным, как все существует.
4. Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину.
Ответ должен быть представлен в письменной форме, объем работы должен быть не менее 1 страницы текста. Оцениваться данная работа будет по следующим критериям: 1) насколько автор способен самостоятельно оценить предложенное мнение, 2) насколько автор умеет пользоваться философскими понятиями и категориями, 3) насколько логично и грамотно изложена своя точка зрения.
При подготовке к ответу на вопрос студент может ознакомиться с предложенной литературой, но сам ответ должен быть сформулирован исключительно самостоятельно. Работы с цитированием мнений авторов учебных и научных изданий оцениваться не будут!