Память -Познавательный процесс, на уровне представлений, промежуточный уровень между чувственным познанием и мышлением. Запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта (как опыта данного конкретного человека, так и опыта человечества в целом).
Проблемами памяти занимались различные ученые:
- Эббингауз (изучение памяти в «чистом виде» без смысловой нагрузки),
- Павлов (физиологические процессы памяти),
- Торндайк (изучение памяти в связи с формированием навыков у животных),
- Ватсон и Скиннер (формирование навыков в процессе научения) и т.д.
Память включена в мыслительный процесс. Иногда (в известной мере) может подменять мышление (зазубривание).
Явление сложное. Состоит из ряда процессов:
1. Запоминание/запечатление.
2. Сохранение.
3. Воспроизведение.
4. Забывание.
Неумение забывать – проблема. Захламление памяти.
Связь с другими познавательными процессами:
- Память – важнейшее связующее звено, связывающее сенсорно-перцептивный уровень и речемысдительный.
|
|
Память фиксирует чувственное представление, а затем передает выше. Существует и обратная связь.
- Память имеет автономное отношение и к чувственному познанию и мышлению (она обслуживает их).
Процесс мышления опирается на работу памяти.
- Память непосредственно связана с опытом. Накопление социального опыта – важнейшая составляющая развития психики.
Роль памяти в познавательной деятельности – со временем детали стираются. Остается только главное.
Общее значение – играет большую роль в формировании личности.
(Нечто, определяющее поведение).
Память характеризует личность: нарушение памяти – разрушение личности.
Знание переходит в убеждение. Формирование норм поведение через память
Расстройства памяти
· Вытеснение – забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами.
· Подавление – сознательное усилие, направленное на то, чтобы не размышлять о каком – либо событии.
· Амнезия – крайняя форма вытеснения. Потеря личных воспоминаний.
· Интерференция – особое искажение информации. Человек забывает потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями
История исследования процессов памяти:
· Аристотелем были выделены 3 типа связей ассоциации:
- по сходству
- по контрастности
- по смежности
· Ассоциативная психология. Связи случайного порядка, нет осмысленности.
· Отечественная психология. Уделяют внимание осмысленной памяти, память связана с мышлением, связи не случайные. Изучают также роль деятельности.
· Гештальтпсихология. К работе памяти имеет отношение структурированность.
|
|
· Бихевиоризм. Роль подкреплений и повторений в памяти.
· Психоанализ. Роль мотивации и эмоций. Биохимические основы памяти.
· Когнитивная психология. Когнитивные схемы работы памяти (переход эконической памяти – моментальной памяти ® в кратковременную ® в долговременную память). Работающий материал, вплетенный в к-либо деятельность.
· Значительный вклад внесли отечественные психологи: Смирнов, Зинченко, Леонтьев, Лурия. Была показана роль деятельности памяти, высшая форма памяти
Физиологические и биохимические основы памяти:
Общий вклад внес Павлов: в основе памяти лежат нервные срезы:
1. НС обладает способностью сохранять следы.
2. НС обладает способностью консолидации следов (закрепление).
3. Условные связи.
Образование, закрепление, оживление, торможение нервных связей.
Павлов показал, что в основе ассоциаций лежат временные связи.
4. Реверберирующие круги (Лоренте-де-Но, Мак Келлок) (в основе работы памяти).
Реверберация – отражение. Образуются замкнутые круги/нейроны, связанные друг с другом -> возбуждение идет легче.
Основа перехода кратковременной памяти в долговременную.
5. Биохимический механизм (Хиден, Мак Коннел), лежащие в основе памяти (в частности – изменение РНК и ДНК).
6. Вторая сигнальная система.
К памяти имеет отношение опорная ткань мозга – глия. Придает стабильность процессам, протекающим в нейронах, участвует в сохранении следов.
Классификация видов памяти.
· По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная (в основе – работа органов чувств: зрит, слух, осяз, вкус), словесно-логическая
· По целям: произвольная, непроизвольная
· По временному признаку: кратковременная(смысл уловлен, слова вылетают), долговременная(при повторении кратковременной, стихи), оперативная (связь с текущей деятельностью)
· По степени участия мышления: механическая, смысловая
· По степени сложности:
1. последовательный образ (след сохраняется сразу после воспрития)
2. эйдетическая (сохранение в течение длительного времени яркого образа)
3. представление (связь с определенным предметом или общие представления)
4. память, обслуживающая мышление (фиксация мыслей, логических связей и т.д.)
· По степени участия мышления (осмысленная, механическая)
Ø Условия запоминания:
1. мотивация, цели(интерес, стремление разобраться, установки)
2. упорядоченность материала
3. степень активности работы с материалом (интеллектуальная, практическая и т.п., понимание, осмысление, выделение главного)
4. степень включенности памяти в деятельность
5. эмоции
6. образность
Степень запоминания зависит также от завершенности деятельности. Зейгарник показала, что незавершенное запоминается лучше.
Ø Воспроизведение:
1. узнавание (вид воспроизведения, появляющийся при повторном восприятии; бывает различным по степени сложности и произвольности)
2. собственно воспроизведение (вид воспроизведения, в котором имеют место значимые для субъекта образы, факторы, влияющие на сохранение информации). Условия:
1) включенность материала в деятельность
2) мотивация, отношение к материалу
3) степень осмысленности материала
Ø Кривая Эббингауза показывает характеристику забывания (наиболее интенсивно забывание происходит в первые часы).
-Произвольное(активная интеллект работа),непроизвольное (перселерация-назойливое, ассоциативное), воспоминание(присутствует момент значимости)
Ø Реминисценция –отсроченное воспроизведение (из-за усталости, определенного эмоционального фона).
Ø Эффект края – лучше запоминается начало и конец материала, а середина выпадает.
Ø Проактивное торможение – явление, при котором предыдущее тормозит последующее.
|
|
Ø Ретроактивное торможение – явление, при котором последующее тормозит предыдущее.
Индивидуальные различия в самой памяти.
1. В зависимости от:
- продуктивности работы анализаторов (зрительная, обонятельная, слуховая);
- деятельности (спорт - двигательная).
2. В плане соотношения образных и отвлеченных компонентов (конкретное/общее).
3. В плане соотношения темпа запоминания и забывания.
Четыре соотношения:
- быстрое запоминание и быстрое забывание;
- быстрое запоминание и медленное забывание;
- медленное запоминание и быстрое забывание;
- медленное запоминание и медленное забывание.