Память. Виды и процессы памяти

Память -Познавательный процесс, на уровне представлений, промежуточный уровень между чувственным познанием и мышлением. Запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта (как опыта данного конкретного человека, так и опыта человечества в целом).

Проблемами памяти занимались различные ученые:

- Эббингауз (изучение памяти в «чистом виде» без смысловой нагрузки),

- Павлов (физиологические процессы памяти),

- Торндайк (изучение памяти в связи с формированием навыков у животных),

- Ватсон и Скиннер (формирование навыков в процессе научения) и т.д.

Память включена в мыслительный процесс. Иногда (в известной мере) может подменять мышление (зазубривание).

Явление сложное. Состоит из ряда процессов:

1. Запоминание/запечатление.

2. Сохранение.

3. Воспроизведение.

4. Забывание.

Неумение забывать – проблема. Захламление памяти.

Связь с другими познавательными процессами:

- Память – важнейшее связующее звено, связывающее сенсорно-перцептивный уровень и речемысдительный.

Память фиксирует чувственное представление, а затем передает выше. Существует и обратная связь.

- Память имеет автономное отношение и к чувственному познанию и мышлению (она обслуживает их).

Процесс мышления опирается на работу памяти.

- Память непосредственно связана с опытом. Накопление социального опыта – важнейшая составляющая развития психики.

Роль памяти в познавательной деятельности – со временем детали стираются. Остается только главное.

Общее значение – играет большую роль в формировании личности.

(Нечто, определяющее поведение).

Память характеризует личность: нарушение памяти – разрушение личности.

Знание переходит в убеждение. Формирование норм поведение через память

Расстройства памяти

· Вытеснение – забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами.

· Подавление – сознательное усилие, направленное на то, чтобы не размышлять о каком – либо событии.

· Амнезия – крайняя форма вытеснения. Потеря личных воспоминаний.

· Интерференция – особое искажение информации. Человек забывает потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями

История исследования процессов памяти:

· Аристотелем были выделены 3 типа связей ассоциации:

- по сходству

- по контрастности

- по смежности

· Ассоциативная психология. Связи случайного порядка, нет осмысленности.

· Отечественная психология. Уделяют внимание осмысленной памяти, память связана с мышлением, связи не случайные. Изучают также роль деятельности.

· Гештальтпсихология. К работе памяти имеет отношение структурированность.

· Бихевиоризм. Роль подкреплений и повторений в памяти.

· Психоанализ. Роль мотивации и эмоций. Биохимические основы памяти.

· Когнитивная психология. Когнитивные схемы работы памяти (переход эконической памяти – моментальной памяти ® в кратковременную ® в долговременную память). Работающий материал, вплетенный в к-либо деятельность.

· Значительный вклад внесли отечественные психологи: Смирнов, Зинченко, Леонтьев, Лурия. Была показана роль деятельности памяти, высшая форма памяти

Физиологические и биохимические основы памяти:

Общий вклад внес Павлов: в основе памяти лежат нервные срезы:

1. НС обладает способностью сохранять следы.

2. НС обладает способностью консолидации следов (закрепление).

3. Условные связи.

Образование, закрепление, оживление, торможение нервных связей.

Павлов показал, что в основе ассоциаций лежат временные связи.

4. Реверберирующие круги (Лоренте-де-Но, Мак Келлок) (в основе работы памяти).

Реверберация – отражение. Образуются замкнутые круги/нейроны, связанные друг с другом -> возбуждение идет легче.

Основа перехода кратковременной памяти в долговременную.

5. Биохимический механизм (Хиден, Мак Коннел), лежащие в основе памяти (в частности – изменение РНК и ДНК).

6. Вторая сигнальная система.

К памяти имеет отношение опорная ткань мозгаглия. Придает стабильность процессам, протекающим в нейронах, участвует в сохранении следов.

Классификация видов памяти.

· По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная (в основе – работа органов чувств: зрит, слух, осяз, вкус), словесно-логическая

· По целям: произвольная, непроизвольная

· По временному признаку: кратковременная(смысл уловлен, слова вылетают), долговременная(при повторении кратковременной, стихи), оперативная (связь с текущей деятельностью)

· По степени участия мышления: механическая, смысловая

· По степени сложности:

1. последовательный образ (след сохраняется сразу после воспрития)

2. эйдетическая (сохранение в течение длительного времени яркого образа)

3. представление (связь с определенным предметом или общие представления)

4. память, обслуживающая мышление (фиксация мыслей, логических связей и т.д.)

· По степени участия мышления (осмысленная, механическая)

Ø Условия запоминания:

1. мотивация, цели(интерес, стремление разобраться, установки)

2. упорядоченность материала

3. степень активности работы с материалом (интеллектуальная, практическая и т.п., понимание, осмысление, выделение главного)

4. степень включенности памяти в деятельность

5. эмоции

6. образность

Степень запоминания зависит также от завершенности деятельности. Зейгарник показала, что незавершенное запоминается лучше.

Ø Воспроизведение:

1. узнавание (вид воспроизведения, появляющийся при повторном восприятии; бывает различным по степени сложности и произвольности)

2. собственно воспроизведение (вид воспроизведения, в котором имеют место значимые для субъекта образы, факторы, влияющие на сохранение информации). Условия:

1) включенность материала в деятельность

2) мотивация, отношение к материалу

3) степень осмысленности материала

Ø Кривая Эббингауза показывает характеристику забывания (наиболее интенсивно забывание происходит в первые часы).

-Произвольное(активная интеллект работа),непроизвольное (перселерация-назойливое, ассоциативное), воспоминание(присутствует момент значимости)

Ø Реминисценция –отсроченное воспроизведение (из-за усталости, определенного эмоционального фона).

Ø Эффект края – лучше запоминается начало и конец материала, а середина выпадает.

Ø Проактивное торможение – явление, при котором предыдущее тормозит последующее.

Ø Ретроактивное торможение – явление, при котором последующее тормозит предыдущее.

Индивидуальные различия в самой памяти.

1. В зависимости от:

- продуктивности работы анализаторов (зрительная, обонятельная, слуховая);

- деятельности (спорт - двигательная).

2. В плане соотношения образных и отвлеченных компонентов (конкретное/общее).

3. В плане соотношения темпа запоминания и забывания.

Четыре соотношения:

- быстрое запоминание и быстрое забывание;

- быстрое запоминание и медленное забывание;

- медленное запоминание и быстрое забывание;

- медленное запоминание и медленное забывание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: