Важную роль играют подкорковые образования. На ряду с высшими отделами.
На подкорке выявлены центры, связанные с определенными эмоциональными состояниями.
Таламус, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система.
Центры страдания и наслаждения (гипоталамус). Их раздражение вызывают противоположные эмоции.
Роль высших отделов мозга – высшие чувства.
Соотношение коры и подкорки:
Состояние аффекта – подкорка.
Регуляция эмоций – управление со стороны коры и некоторых подкорковых образований.
Теории:
Психо-органические теории.
Соотношение психического и органического.
Экспрессивно телесные движения – приспособление организма к условиям существования.
Теория Джемса – Лаже.
Органические проявления порождают эмоции.
Восприятие стимула ® нервно-мышечные реакции ® переработка д-ти ® возникновение эмоций.
III. Теория Кеннона – Барда.
Разводятся психологический и физиологический аспекты эмоций, отмечается их многозначный х-ер.
При разных эмоциональных состояниях могут возникать сходные телесные изменения.
Восприятие стимула
¯
переработка импульсов в НС ® возникновение эмоционального переживания.
¯
возникновение телесной реакции.
IV. Активационная теория Линсея – Хебба.
Связь между РФ и эмоциями.
РФ обеспечивает ряд х-к эмоциям: силу, продолжительность и изменчивость.
V. Когнитивистские теории.
Связь эмоций с мыслями, оценками, намерениями.
(когнитивный – познавательный).
1) теория когнитивного диссонанса.
(Л. Фестенгер)
В основе эмоции лежит соотношение когнитивных представлений, ожиданий и реальных результатов, кот. Ч. добивается.
Если есть расхождение между этим, то ® диссонанс – переживается как дискомфорт.
Если подтверждение, то «+» эмоции.
2) Информационная теория Симонова.
Эмоции определяются: актуальной потребностью и оценкой вероятности удовлетворения потребности (на основе опыта и поступающей информации).
В зависимости от информации возникают разные эмоции.
(Когда информация о располагаемых средствах превышает прогностически необходимую для удовлетворения потребности ® положительные эмоции. В противном случае - отрицательные).
3) Когнитивно физиологическая теория Шехтера.
Эмоции связаны с памятью, с оценками ситуации, с мотивацией.
Есть еще связь с физиологическими факторами и с физическими воздействиями (стимулами).
Эмоции играют интегрирующую роль.
VI. Теории, отмечающие связь с д-тью и с поведением.
Если эмоция чрезмерно сильна ® дезорганизация.
1) теория Хебба – неодинаковая связь между силой и интенсивностью д-ти и с успешностью д-ти.
На начальной стадии – совпадение.
Эмоция , а эффективность д-ти отстает – расхождение.
Эмоция , деятельность ¯ - дезорганизация.
Формы эмоциональных переживаний.
К. Е. Изард выделяет 9 фундаментальных эмоций:
1) Интерес
2) Радость
3) Удивление
4) Страдание
5) Гнев
6) Отвращение
7) Презрение
8) Страх
9) Стыд