Материалы к семинару № 4

Власть как социальный институт в различных типах государств выполняет разнообразные функции.

Если говорить о власти как нормальном социальном ин­ституте, то под этим подразумевается некий идеальный случай, когда основой ее функций является обеспечение прав и свобод человека и в целом национальной безопасно­сти страны.

Есть мировые стандарты, правовые, социально-эконо­мические критерии, определяющие «норму» власти, а именно: а) разделение функций; б) выборность; в) верхо­венство закона и пр., в том числе качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.

В строгом смысле деформация власти означает невы­полнение относящихся к ее компетенции функций, выпол­нение дисфункций.

Критериальными признаками деформации власти явля­ются:

1) узурпация власти, отсутствие выборности, разделе­ние функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на муниципальном уровне и т.д.;

2) наличие двойных стандартов, преследование оппози­ции, инокомышления, ложь; отсутствие открытости, нару­шение прав и свобод личности; необеспечение националь­ной обязанности; ошибки стратегического характера, по­влекшие катастрофические последствия.

Формы проявления деформации власти разнообразны. Деформированная власть может держаться только с по­мощью изоляционизма, насилия, причем как физического, так и информационного, психологического.

Есть много разновидностей насилия. Но самое страшное — массовое насилие в виде:

*репрессий,

*террора,

*геноцида.

Массовое насилие является главным инструментом тотали­тарного режима. Оно рождает соответствующий психоло­гический синдром.

Альтернатива массовому насилию — теория и практика ненасилия. Путь к этому лежит не только через религию, учение Толстого, пацифизм, проведение тренингов нена­сильственного общения, подписания протоколов о согла­сии, но и через публичное покаяние, извинение.

Как ни парадоксально звучит, но демократия таит в себе громадный источник насилия, точнее, соблазн прибегнуть к насилию.

Почему? Демократия основана на свободе слова, вероис­поведания, передвижения, плюрализма в области обще­ственного мнения, на уважительном отношении к индиви­дуальным и групповым различиям, на допустимости суще­ствования официальной оппозиции. Это обстоятельство с неизбежностью приводит к конфликтам. Поэтому со сторо­ны представителей власти нужна высочайшая культура, чтобы удержаться от соблазна использовать насилие для разрешения конфликта.

В данном случае как никогда важна роль психолога-консультанта в повышении социально-психологической компетентности представителей власти, позволяющей ис­пользовать диагностические и другие возможности конф­ликта в конструктивном плане.

Власть обязана бороться с преступностью с помощью определенных социальных институтов. Но иногда власть сама может стать в известном смысле преступной. Такое происходит в результате переворотов, широкомасштабной коррупции или финансирования мафией предвыборных кампаний. Это обстоятельство может послужить предпо­сылкой образования криминального государства и эконо­мики, устраивающих всех, за исключением честных граж­дан, для которых такое государство и экономика представ­ляют опасность.

Одним из симптомов этого процесса является полити­ческий слэнг, лексикон представителей власти, значитель­ную часть которой составляет жаргон криминального мира. И здесь практический психолог должен сказать свое реши­тельное слово.

Деформированная власть неизбежно приводит к соци­альной напряженности.

В самом общем виде социальная напряженность возни­кает в силу социальной дезадаптации:

а) физиологической дезадаптации населения к повыше­нию цен, когда определенные страты не могут приспосо­биться к этому без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демографической ситуации;

б) психофизиологической дезадаптации населения, вы­ражающейся в виде неосознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компенсаторных реакциях: аг­рессии и т.п.);

в) социально-психологической дезадаптации, отражаю­щей осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявля­ющиеся в когнитивном диссонансе, повышенной политиза­ции, забастовках, протестах, миграции, эмиграции и т.п.

Деформированная власть и ложь друг без друга обой­тись не могут. Ложь, особенно в период предвыборных кам­паний, используется ради голосов легковерных избирате­лей. В период правления деформированная власть практи­чески не зависит от общественного мнения.

Однако обман не может продолжаться вечно. Конец сказки Андерсена «Голый король» закономерен. Эффект «шагреневой кожи» действует безотказно при любых обсто­ятельствах.

Деформация власти проявляется не только в двойных стандартах, но и дворцовых интригах.

«Тайны мадридского двора» и схватки под «ковром» вместо нормальной кадровой политики рождаются только в условиях закрытости власти и информационного вакуума. В данной ситуации практический психолог совместно с пресс-секретарем могут сделать немалое.

Несущей конструкцией деформированной власти явля­ются деформированные силовые структуры. Главной же причиной деформации власти является ее некомпетент­ность, которая означает незнание того, что и как делать.

В связи с этим роль практического социального психо­лога трудно переоценить. Социальные психологи должны:

*создавать информационную базу для принятия решений на основе изучения общественного мнения и экспертных оце­нок,

*принимать участие в прогнозировании последствий принимаемых решений, особенно в области социальной политики.

Проблема власти и национальной безопасности взаимо­связаны друг с другом.

Дело в том, что одна из главных функций власти состоит в обеспечении национальной безопасности.

Как известно, складывается она из различных видов безопасности: военной, экологической, криминальной, ин­формационной, техногенной и т.п. Иначе говоря, нацио­нальная безопасность — это система мер, направленная на предотвращение и ликвидацию угроз для функционирова­ния личности, общества, экономики и государства.

В настоящее время предпринимаются попытки создать концепцию национальной безопасности. Но ни одна из них не является до конца завершенной.

В данном случае принципиально важным является то, что целью СНБ выступает обеспечение безопасности лично­сти и общества, а остальные виды безопасности, в том числе экономическая, военная, криминогенная, — в качестве средств достижения этой цели. Причем необходимо подчерк­нуть, что речь идет не о безопасности каких-либо отдельных социальных групп, а интересов общества в целом.

При таком подходе к пониманию национальной без­опасности на первый план выступает профессиональная де­ятельность именно социальных психологов.

Дело в том, что конфликтологический подход к постро­ению концепции социальной безопасности позволяет опре­делить причины кризисных явлений, угрозы для стабиль­ного развития общества и способы предотвращения тех или иных опасностей. Другими словами, он приводит к четким представлениям о социальных конфликтах внутри (России) Украины, между странами, входящими в сотрудничество, о противо­речиях глобального характера.

В связи с этим целесообразно:

1) начать подготовку профессиональных конфликтологов;

2) скоординировать усилия государственных и неправи­тельственных прикладных центров по конфликтологии в виде единого центра; при этом имеется в виду и координа­ция различных аналитических центров в случае необходи­мости;

3) приступить к изданию журнала по разрешению кон­фликтов;

4) создать ассоциацию по конфликтологии и проводить ежегодные конференции и семинары;

5) всячески стимулировать подготовку и издание лите­ратуры по конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: