Власть как социальный институт в различных типах государств выполняет разнообразные функции.
Если говорить о власти как нормальном социальном институте, то под этим подразумевается некий идеальный случай, когда основой ее функций является обеспечение прав и свобод человека и в целом национальной безопасности страны.
Есть мировые стандарты, правовые, социально-экономические критерии, определяющие «норму» власти, а именно: а) разделение функций; б) выборность; в) верховенство закона и пр., в том числе качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.
В строгом смысле деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций, выполнение дисфункций.
Критериальными признаками деформации власти являются:
1) узурпация власти, отсутствие выборности, разделение функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на муниципальном уровне и т.д.;
2) наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, инокомышления, ложь; отсутствие открытости, нарушение прав и свобод личности; необеспечение национальной обязанности; ошибки стратегического характера, повлекшие катастрофические последствия.
Формы проявления деформации власти разнообразны. Деформированная власть может держаться только с помощью изоляционизма, насилия, причем как физического, так и информационного, психологического.
Есть много разновидностей насилия. Но самое страшное — массовое насилие в виде:
*репрессий,
*террора,
*геноцида.
Массовое насилие является главным инструментом тоталитарного режима. Оно рождает соответствующий психологический синдром.
Альтернатива массовому насилию — теория и практика ненасилия. Путь к этому лежит не только через религию, учение Толстого, пацифизм, проведение тренингов ненасильственного общения, подписания протоколов о согласии, но и через публичное покаяние, извинение.
Как ни парадоксально звучит, но демократия таит в себе громадный источник насилия, точнее, соблазн прибегнуть к насилию.
Почему? Демократия основана на свободе слова, вероисповедания, передвижения, плюрализма в области общественного мнения, на уважительном отношении к индивидуальным и групповым различиям, на допустимости существования официальной оппозиции. Это обстоятельство с неизбежностью приводит к конфликтам. Поэтому со стороны представителей власти нужна высочайшая культура, чтобы удержаться от соблазна использовать насилие для разрешения конфликта.
В данном случае как никогда важна роль психолога-консультанта в повышении социально-психологической компетентности представителей власти, позволяющей использовать диагностические и другие возможности конфликта в конструктивном плане.
Власть обязана бороться с преступностью с помощью определенных социальных институтов. Но иногда власть сама может стать в известном смысле преступной. Такое происходит в результате переворотов, широкомасштабной коррупции или финансирования мафией предвыборных кампаний. Это обстоятельство может послужить предпосылкой образования криминального государства и экономики, устраивающих всех, за исключением честных граждан, для которых такое государство и экономика представляют опасность.
Одним из симптомов этого процесса является политический слэнг, лексикон представителей власти, значительную часть которой составляет жаргон криминального мира. И здесь практический психолог должен сказать свое решительное слово.
Деформированная власть неизбежно приводит к социальной напряженности.
В самом общем виде социальная напряженность возникает в силу социальной дезадаптации:
а) физиологической дезадаптации населения к повышению цен, когда определенные страты не могут приспособиться к этому без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демографической ситуации;
б) психофизиологической дезадаптации населения, выражающейся в виде неосознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компенсаторных реакциях: агрессии и т.п.);
в) социально-психологической дезадаптации, отражающей осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющиеся в когнитивном диссонансе, повышенной политизации, забастовках, протестах, миграции, эмиграции и т.п.
Деформированная власть и ложь друг без друга обойтись не могут. Ложь, особенно в период предвыборных кампаний, используется ради голосов легковерных избирателей. В период правления деформированная власть практически не зависит от общественного мнения.
Однако обман не может продолжаться вечно. Конец сказки Андерсена «Голый король» закономерен. Эффект «шагреневой кожи» действует безотказно при любых обстоятельствах.
Деформация власти проявляется не только в двойных стандартах, но и дворцовых интригах.
«Тайны мадридского двора» и схватки под «ковром» вместо нормальной кадровой политики рождаются только в условиях закрытости власти и информационного вакуума. В данной ситуации практический психолог совместно с пресс-секретарем могут сделать немалое.
Несущей конструкцией деформированной власти являются деформированные силовые структуры. Главной же причиной деформации власти является ее некомпетентность, которая означает незнание того, что и как делать.
В связи с этим роль практического социального психолога трудно переоценить. Социальные психологи должны:
*создавать информационную базу для принятия решений на основе изучения общественного мнения и экспертных оценок,
*принимать участие в прогнозировании последствий принимаемых решений, особенно в области социальной политики.
Проблема власти и национальной безопасности взаимосвязаны друг с другом.
Дело в том, что одна из главных функций власти состоит в обеспечении национальной безопасности.
Как известно, складывается она из различных видов безопасности: военной, экологической, криминальной, информационной, техногенной и т.п. Иначе говоря, национальная безопасность — это система мер, направленная на предотвращение и ликвидацию угроз для функционирования личности, общества, экономики и государства.
В настоящее время предпринимаются попытки создать концепцию национальной безопасности. Но ни одна из них не является до конца завершенной.
В данном случае принципиально важным является то, что целью СНБ выступает обеспечение безопасности личности и общества, а остальные виды безопасности, в том числе экономическая, военная, криминогенная, — в качестве средств достижения этой цели. Причем необходимо подчеркнуть, что речь идет не о безопасности каких-либо отдельных социальных групп, а интересов общества в целом.
При таком подходе к пониманию национальной безопасности на первый план выступает профессиональная деятельность именно социальных психологов.
Дело в том, что конфликтологический подход к построению концепции социальной безопасности позволяет определить причины кризисных явлений, угрозы для стабильного развития общества и способы предотвращения тех или иных опасностей. Другими словами, он приводит к четким представлениям о социальных конфликтах внутри (России) Украины, между странами, входящими в сотрудничество, о противоречиях глобального характера.
В связи с этим целесообразно:
1) начать подготовку профессиональных конфликтологов;
2) скоординировать усилия государственных и неправительственных прикладных центров по конфликтологии в виде единого центра; при этом имеется в виду и координация различных аналитических центров в случае необходимости;
3) приступить к изданию журнала по разрешению конфликтов;
4) создать ассоциацию по конфликтологии и проводить ежегодные конференции и семинары;
5) всячески стимулировать подготовку и издание литературы по конфликтологии.