Осевое время» Мир в IV-V в. до н.э

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается О.В. - период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Упанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой О.В. Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы "доосевых" культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей единого Бога. Борьба против мифа: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. О.В. является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта "осевой эпохи".

- Расцвет древнегреческого полиса (греко-персидские войны, реформы Перикла, классическая Греция, античная философия)

- Завоевания Александра Македонского и эллинистический мир.

- В Китае в середине 1 тыс. до н. э. Осваивается плавка железа, рост экономических отношейний, появление крупных хозяйств. Появления даосизма (дао — справедливость, Лао-Цзы), конфуцианства (нравственность, уважение к предкам, необходимость иметь свое место), в политической сфере — это появление 30 крупных государств на месте прежних 200, из к-рых наиболее могуществены Хань, Цинь, Чжао. В Цинь в 4 в. проводятся реформы по созданию единого судопроизводства, законодательства, введение рангов знатности за личные заслуги.

Это период ЧжаньГо(сражающ. Царств): огромное влияние конфуцианства на политику, стало возможным свергнуть правителя (допускалось в сознании). Ушли в прошлое владетельные аристократы, было практически покончено с феодализмом в Китае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: