В настоящее время в отечественной психологической науке заметно возрос интерес к проблемам межличностных конфликтов; идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат изучаемого явления, изучаются закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности. В отечественной психологии также исследуются конфликты в различных видах деятельности и сферах отношений, в том числе и социальной работе. Несомненный интерес представили социально-психологические исследования конфликтов Н. В. Гришиной, С. М. Емельянова, М.В. Меткина, которыми предложены не только типология конфликтов, но и социально-психологические технологии управления конфликтами в социальной работе.
В результате анализа отечественной и зарубежной литературы было выявлено, что коммуникативный конфликт - это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения.
|
|
Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных целей или коммуникативных ролей адресанта и адресата.
Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда – или почти никогда – не осознают ни предмета, ни объекта конфликта; отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальному положению.
Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избегать или устранять.
Управление коммуникативным конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными социально-психологическими законами воздействие на его динамику. Очень важен конструктивный аспект управления конфликтами, для этого социальному работнику необходимо знание социально-психологических технологий.
На уровне непосредственного осуществления социальной работы с клиентом функции социально-психологической технологии разрешения коммуникативных конфликтов заключаются в:
- эффективном общении социального работника и клиента;
- рациональном поведении в конфликте самого социального работника.
В результате исследования данных технологий в курсовой работе представлены рекомендации для социальных работников по управлению разрешения коммуникативных конфликтов на основе:
1) самооценки рационального поведения в конфликте;
2) самооценки «мудрого поведения» в конфликте;
3) развития эмпатии;
4) аутотренинга «Первая помощь в острой стрессовой ситуации».