Программа по литературе. Пояснительная записка

Для образовательных учреждений

(5—11 классы)

Авторы: А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселев, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов

Под редакцией А. Г. Кутузова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа реализует концепцию литера­турного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государ­ственного стандарта общего образования по литературе. По­мимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. При этом данная программа включает приемы освоения содер­жательной части, которые представлены системой коммуни­кативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обнов­ления программы обусловлена появлением стандартов лите­ратурного образования для основной (5—9 классы) и сред­ней (полной) (10—11 классы) школы. При этом программа для старших классов ориентирована на базовый и профильный уровень изучения предмета.

Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произ­ведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творче­ской деятельности.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова. Литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображе­ние реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полно­ценному восприятию литературных произведений в кон­тексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школь­ников, так и с эстетической функцией литературы. К их чис­лу можно отнести:

— освоение текстов художественных произведений;

— формирование представлений о литературе как куль­турном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

— формирование системы гуманитарных понятий, со­ставляющих этико-эстетический компонент искусства;

— формирование эстетического вкуса как ориентира са­мостоятельной читательской деятельности;

— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и ис­кусству;

— формирование и развитие умений грамотного и сво­бодного владения устной и письменной речью;

— формирование основных эстетических и теорети­ко-литературных понятий как условия полноценного вос­приятия, анализа и интерпретации литературно-художест­венных произведений;

— освоение историко-литературных понятий, обеспечи­вающих адекватное и полноценное понимание художествен­ного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного обра­зования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится тео­рии литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произ­ведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-ли­тературные понятия одновременно являются структурообра­зующими составляющими программы. В каждом классе вы­деляется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

5 класс — жанры;

6 класс — роды и жанры;

7 класс — характер — герой — образ;

8 класс — литература и традиция;

9 класс — автор — образ — читатель;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: