Для образовательных учреждений
(5—11 классы)
Авторы: А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселев, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов
Под редакцией А. Г. Кутузова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. При этом данная программа включает приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (5—9 классы) и средней (полной) (10—11 классы) школы. При этом программа для старших классов ориентирована на базовый и профильный уровень изучения предмета.
Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.
|
|
Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова. Литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
— освоение текстов художественных произведений;
— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
|
|
— освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
5 класс — жанры;
6 класс — роды и жанры;
7 класс — характер — герой — образ;
8 класс — литература и традиция;
9 класс — автор — образ — читатель;