А.Г.Ковалев отмечает, что каждая способность имеет свою структуру. В структуре способности следует выделить опорные и ведущие свойства и, наконец, определенный фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам способности к изобразительной деятельности ученый относит высокую природную чувствительность зрительного анализатора,
развивающегося в процессе деятельности (чувство линии; чувство пропорции, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма), сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитую образную память. Ведущее свойство – это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности – определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению. Не менее интересен и подход Н.П.Сакулиной. По ее мнению, способности к изображению и художественному выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию.
Н.П.Сакулина выделяла три компонента способностей к изображению:
|
|
1)восприятие и связанные с ним по представления;
2)овладение средствами графического изображения;
3)овладение техникой рисунка.
Рассматривая способности к образному выражению, автор подчеркивала, что ее основа – эстетическая оценка явлений реального мира. Такая оценка окрашивает восприятие, придавая ему эстетический характер, а средствами художественного выражения служат в известной степени усвоенные детьми средства графического изображения. Изучая сенсорное развитие ребенка в процессе обучения его изобразительной деятельности, Н.П.Сакулина обогатила исследование способностей. Она определила следующие сенсорные способности, формирование которых обеспечивает успешное освоение изобразительной деятельности:
1)способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
2)способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
3)способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
4)способность совершать комплекс движений под контролем взора;
5)способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению;
6)способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного раннее сенсорного опыта
и преобразования его при помощи изображения.
Исследования, проведенные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в 70-е – начале 80-х годов под руководством Л.А.Венгера, при непосредственном участии автора данной статьи, их широкая опытная проверка в дошкольных учреждения показали: в основе художественных способностей дошкольников лежит широкое сенсорное развитие ребенка, формирование у него разнообразных перцептивных действий, включающих и действия восприятия внешних свойств и качеств предметов, и тактильных и кенестетических действий.