Старшая группа

Применение игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников значительно активизирует их творческие возможности. В соответствии с развивающимися интересами детей изменяется содержание игровых приемов (игровых задач и действий). В отличие от предыдущих возрастных групп, основным содержанием становится общение между людьми. Безусловно, детям по-прежнему интересны ролевые действия с предметами, но уже в большей степени они состоят из ролевых действий, отражающих взаимоотношения между персонажами. Знание мира детских интересов, увлечений, любимых героев книг и фильмов, событий, явлений окружающей жизни, особенно взволновавших детей, поможет педагогу организовать на занятии содержательное игровое общение, воспроизводящее понятные и интересные детям взаимоотношения между людьми. В процессе организованного игрового общения происходит руководство изобразительной деятельностью детей: ставится и объясняется изобразительная задача, правила ее решения или стимулируется постановка творческих задач самими детьми. Придумывания игровые сюжеты для старших дошкольников, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и знания, впечатления, полученные из книг, мультфильмов и других источников. Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Из игрового материала широко используются предметы-заместители и воображаемые предметы. Содержание игровых действий – в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми персонажами, общение персонажей между собой.

В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, обучение игровых персонажей каким-либо действиям, объяснение, игры-загадки и т.п.

В старшем дошкольном возрасте применяются приемы, в которых носители ролей являются не игрушки и рисунки, а сами дети. В этом случае изобразительная деятельность на занятии организуется по типу аналогичной деятельности взрослых (строители – аппликации домов; художники хохломы – декоративное рисование; гончары – лепка и т.п.). Сначала воспитатель вызывает у детей интерес к роли, желание принять ее, например накануне занятия показывает игрушечный сервиз, из которого куклы потеряли некоторые предметы и теперь не пользоваться. После самостоятельного или подсказанного решения, как могут помочь куклам (слепить), детям можно предложить роль гончаров. Старшие дошкольники уже знакомые с искусством мастеров, изготовляющих красивую посуду, глиняные кувшины. Воспитатель напоминает прежде чем начать работать, гончар обдумывает, что он будет лепить и как. Можно предложить некоторым детям рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью обучения замысливанию образа. Самостоятельная художественная деятельность старших дошкольников также возможна в виде игр «Художественная мастерская», «Архитекторы» и т.п.

Методика применения игровых приемов обучения может быть такой же, как и в средней группе, но без разыгрывания наглядных ситуаций, демонстрирующих необходимость выполнения работ. Декоративные художественные работы выполняются детьми, берущими на себя роль художников. В игровой форме возможно решение учебных задач.

Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.

Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:

1.Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

2.Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных от восприятия произведений

искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.

3.Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

4.Создание материальной среды, стимулирующий и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

Изобразительная деятельность наряду с игрой – одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий.

Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели. Необходимое условие – обогащение детей впечатлениями и, как результат, - наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее детские рисунки, поделки по тематике и содержанию. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.). Однако дошкольник может долгое время не догадываться о возможности воплощения своих впечатлений в изобразительной деятельности. Такие помыслы и побуждения рождаются при общении с произведениями искусства и в процессе общения с взрослыми. Педагог, ежедневно общаясь с детьми, может формировать у них позицию активного отражения впечатлений. Рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях: отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т.п.

Анализ содержания самостоятельной изобразительной деятельности существенным образам помогает воспитателю определить характер познавательной деятельности детей на занятиях.

Проявляемый в самостоятельной деятельности индивидуальный опыт детей может быть таким, что позволит организовать изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и даже творческом уровне, минуя этап сообщения детям готовых знаний и способов деятельности. Возможно, наоборот, в самостоятельной деятельности обнаружится полная беспомощность детей в изображении каких-то явлений при одновременно ярко выраженной потребности воплотить эти впечатления в рисунке (лепке). Это послужит основой постановки соответствующий учебных задач на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: