Игра «Самый-самый»

Цель: научить смысловому различению качественных характеристик и его выражению в речи путем конструирования слов.

Играть можно в паре или группой.

Воспитатель называет пару антонимов: большоймаленький, короткийдлинный, черныйбелый и т.д. Дети должны продолжить словесный ряд по степени усиления признака в любую сторону. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. Например: большойсамый большойогромныйгромадный.

В игре проявляются знание антонимов и синонимов, способность сериации по нарастанию или убыванию признака. В игру трудно играть детям с низкой смыслоразличительностью и слабым владением морфологическим конструированием, возникающим, как правило, из-за маленького опыта словотворчества. Игра предоставляет детям возможность потренироваться в словотворчестве и почувствовать к этому особый интерес. Например, чтобы выразить еще большую степень признака, дети порождали по законам родной речи новые, не существующие в языке слова: большойсамый большойогромныйгромадныйгромаднейший...громаднющещий — наигромаднющещий. Или для самого маленького — милиписерный.

Если для сериации на предметах требуются как минимум поверхность и сами предметы, то для игры в сериацию на словах не нужно никакого оборудования.

В игре с родителями ребенку можно предложить «сериацию» знакомых людей или родственников, например по возрасту, называя их по возрастанию старшинства. Можно располагать знакомые объекты по мере удаленности, например от дома, выстраивая ряд по нарастанию расстояния или времени, и т.д.

С приобретением опыта игры ребенок не будет называть сразу самый большой предмет, так как в этом случае у него быстро «закончатся» названия качества, а будет стараться постепенно наращивать качественную характеристику, вводя все более тонкие различения этого качества.

Дети 4—5 лет учатся удерживать качество или признак как предмет взаимодействия или коммуникации. Важным становится различение разных качеств и понимание того, что во взаимодействии с разными людьми речь может идти о различных свойствах. Дети учатся задавать вопросы, высказывать свое понимание предмета коммуникации или взаимодействия.

Работу по обнаружению разных точек зрения можно проводить и с детьми трехлетнего возраста. Но относительно четырехлеток приобретение опыта разных видений и пониманий должно стать основной задачей взрослых — педагогов или родителей. Ребенок в 4 года уже может различать, кому что свойственно говорить. На этом построена игра «Кто так говорит?». Ребенку предлагают реплики, характерные для людей той или иной профессии или для персонажей детских книг, мультфильмов, а он должен определить, кому эти реплики принадлежат. В свою очередь, ребенок может загадать взрослому или другому ребенку свою реплику. Например, ребенку задают вопрос: «Кто так говорит: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция Таганская»?». Он должен вспомнить, где он слышал эту фразу. Он может ответить: «Так говорят в метро». Или: «Так говорит машинист поезда в метро». Важно, чтобы ребенок, играя в эту игру, выделял характерное в речи тех или иных людей или персонажей. Например, просьба показать горло и померить температуру характерна скорее для врача, чем для мамы, поэтому фразу «У тебя небольшая температура, выпишу полоскание для горла и микстуру» ребенок приписывает врачу, а фразу «Здравствуй, мое солнышко, как прошел день?» — маме.

Игра «Кто так говорит?» используется также для различения черт характера, места и времени, профессий и т.д. С более старшими детьми в эту игру можно играть не называя конкретной роли, а обозначая уже точку зрения (позицию) говорящего. Например, какую фразу мог сказать ласковый человек, а какую грубый: «Матушка, вы не ушиблись? Присаживайтесь на пенек»; «Что, бабка, разлеглась, дорогу загородила!»? Дети 6-7 лет могут уже сами отгадывать и загадывать, кому принадлежит та или иная точка зрения. Например, кто мог сказать такие фразы (без контекста): «Что-то не ладный у нас дом получился, не красивый»; «Да пусть его, и так сойдет, переночевать можно»?

Ребенок 4-5 лет, опираясь на понимание того, что разные люди имеют разный предмет действия и могут говорить о разном, набирает опыт определения, различения разных предметов и расширяет границы познания возможных предметов коммуникации.

То, что в коммуникации разные люди могут иметь в виду разные предметы и не замечать этого, является не таким уж тривиальным фактом. Не только дети, но и взрослые иногда в пылу спора не видят, что в силу разных обстоятельств их оппонент в одном и том же объекте выделяет другой предмет, высказывает суждения о другом

предмете, т.е. имеет иную точку зрения. Если два человека об одном и том же объекте высказывают противоположные суждения, например, чт0 он круглый и что он треугольный, это не означает, что один из них неправ или оба правы. Это означает, что один смотрит на объект под одним углом, а другой — под другим. И то, что объект на самом деле не является ни круглым, ни треугольным, а оказывается объемным конусом, очень важно, так как обоих спорящих это выводит на новое — объемное видение фигур.

Демонстрация преимуществ разного видения может быть понятна даже трехлетнему ребенку. В игре «Точка зрения» разность точек зрения и соответственно разных видов на один объект представлены физически. Например, попытки угадать, что видят куклы, сидя вокруг игрушечного домика в разных местах, очень интересно сопровождать проверкой, что же видно с этого места на самом деле. Ребенок 4-5 лет получает большое удовольствие, если проводит игрушечного поросенка по тропинкам, используя заросли кустов, домики, заборчики и другие преграды так, чтобы его не заметили волки, сидящие в разных местах игрового поля. Простая игра позволяет ребенку осознать то, что его точка зрения и его видение не единственные. Можно увидеть все иначе, если представить себя на месте другого.

Работу с различением можно построить и на занятии в группе, задав разность точек зрения. Дети должны будут восстановить эти разные точки зрения и увидеть объект с разных сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: