Цели: сформулировать определение квадрата; обозначить, чем он отличается от всех похожих фигур.
В дошкольном возрасте у детей формируются не только представления относительно окружающих их предметов и вещей, но и первые абстрактные понятия, например представления о геометрических фигурах. Уточнить и расширить эти представления поможет игра.
Попробуйте порассуждать с ребенком, например, о том, что такое квадрат.
Взрослый: Что такое квадрат?
Ребенок: Квадрат — это когда все стороны маленькие. (Взрослый «соглашается» и рисует квадрат с большими сторонами.)
Ребенок: Значит, квадрат — это когда все стороны большие.
(Теперь взрослый рисует маленький квадрат. Ребенок задумывается.)
Ребенок: Я понял! Квадрат — это когда все стороны одинаковые!
Так в игре ребенок не просто учится зрительно отличать квадрат от других геометрических фигур, но и делает свое первое маленькое открытие: «Я знаю, что такое квадрат!»
Игру можно усложнить и продолжить, приближаясь к научному — математическому — понятию квадрата. Так, после «открытия», что у квадрата все стороны одинаковые, пока-
|
|
жите ребенку ромб, стороны которого можно измерить с по-м0щЬю палочки или ленточки и убедиться, что они одинаковые, и спросите: «Это квадрат?» По внутренним ощущениям ребенка, вроде бы, нет. Если ребенок еще не знаком с этой геометрической фигурой, можете сказать ему, что такая фигура называется ромб.
Как же быть? И у ромба, и у квадрата стороны одинаковые, но ромб совсем не похож на квадрат. Чем же они отличаются?
Тут малыш делает еще одно открытие: оказывается, у квадрата не только стороны одинаковые, но еще и углы «ровные». Неважно, что терминология ребенка сильно отличается от научной, позднее вы объясните ему, что такие «ровные» углы называются прямыми. Важнее другое — свое знание о квадрате он получил сам, исследуя и открывая новые его свойства. И теперь ему и проще, и интереснее продолжить увлекательное путешествие в Мир знаний, полный тайн и удивительных открытий.
Аналогично можно знакомить и с другими геометрическими фигурами: треугольником, кругом, прямоугольником. Прежде чем начать игру-рассуждение, нужно убедиться, что ребенок хотя бы приблизительно умеет различать треугольник, круг, квадрат. Обычно к 4-5 годам для большинства малышей это уже не составляет трудности. Если ребенок еще путается в названиях геометрических фигур, некоторое время посвятите тому, чтобы он научился находить круги, квадраты, треугольники среди окружающих его знакомых вещей. Когда этот этап будет пройден, можете приступать к игре-рассуждению. Главное, чтобы для ребенка ваши занятия были увлекательной игрой, а не скучной лекцией. Не торопитесь сообщить ему правильное, научное понимание. Пытайтесь понять малыша: какое представление-понимание есть у него, насколько он может выразить его в словах. Каждое его утверждение необходимо сразу проверять на практике — либо в рисунке, либо в окружающей обстановке, постепенно приходя к тому, чтобы зрительный образ, понимание и то, как ребенок свое понимание объясняет, не противоречили друг другу.