Игра «Круг дровосека»

На полу рисуется или обозначается круг радиусом 1,5-2 метра. В центр круга встает водящий (первые 1-2 игры это должен быть взрослый или школьник), остальные участники выстраиваются по кругу. Водящий загадывает какое-то дело, например колку дров, и начинает изображать это действие (без слов). Играющие должны угадать, что изображает водящий, и так же, без слов, начинать изображать какое-либо действие, связанное с тем, что делает водящий. В данном случае можно: рубить дерево, пилить его ствол, собирать дрова и укладывать их в поленницу, складывать дрова для костра и т.п. Водящий внимательно смотрит на игроков, и если ему удается угадать чье-нибудь действие и понять, как оно связано с его действием, то он приглашает игрока в круг, и уже вдвоем высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг. Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в круге.

После игры взрослый проводит анализ — кого изображал водящий, кого он пригласил и почему и т.д., раскручивается цепочка, кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввел в круг.

Что означает такой набор действий с точки зрения организации действия? Во-первых, для того чтобы попасть в круг, ребенок должен понять, в какое более широкое действие включается действие водящего, например колка дров включается в более широкое действие — заготовку дров. Во-вторых, ребенок должен определить и показать другое, отличное от действия водящего, но тоже частичное по отношению к целому действие. Игра интересна тем, что в ней возможны разные понимания как целого действия, так и демонстрируемых частичных действий. Свое понимание ребенок может корректировать в зависимости от того, приняли или не приняли его действие в общее действие. Например, водящий мог изображать процесс еды, играющий решил пристроиться к водящему, демонстрируя приготовление пищи, но принят в круг не был. Такое могло получиться, если для водящего целостным действием было празднование дня рождения, а для игрока — обед дома.

В период освоения игры лучше использовать набор наиболее легко разыгрываемых действий. Например, действия врача: выслушивать, смотреть горло, давать таблетки; ставить градусник; полоскать горло; ставить банки (горчичники); постучать молоточком по коленке и т.п.

Если игра не идет, можно ее разыгрывать не в круге, а последовательно. Один показывает — все отгадывают. Отгадавший первым выходит и показывает свое действие рядом с водящим, оставшиеся отгадывают действие второго игрока. Назвавший его действие первым выходит и показывает свое и т.д. Такой вариант менее ценен с точки зрения самоорганизации (воспитатель дробит игру на отдельные действия), но более прост для детей.

Ребенок не может участвовать в игре, если не умеет членить какую-либо деятельность на отдельные действия, если у него небольшой багаж знаний о профессиях и слабое представление о том, как выглядит деятельность людей разных профессий. Иногда трудность для ребенка представляет правильно продемонстрировать действие.

Такого рода игры используются и в работе с детьми шестилетнего возраста для того, чтобы учить их выделять подзадачи и отличать последовательное решение подзадач и одновременное, что необходимо для освоения ими функции организации коллективной работы. Обратить внимание детей на то, что некоторые действия можно выполнять только друг за другом, а какие-то действия можно делать одновременно. Например, при приготовлении обеда нарезка продуктов, их отваривание и раскладывание пищи по тарелкам могут осуществляться только последовательно, а сервировка стола и разливание сока могут осуществляться разными детьми одновременно.

Если изготовить карточки с изображением действий, которые дети показывали в играх, их можно раскладывать в последовательности выполнения, а те действия, которые выполняются одновременно, складываются перпендикулярно общей линии, изображающей процесс. Такое расположение карточек позволяет ребенку перейти к планированию коллективного действия.

Для того чтобы обратить внимание ребенка на выделение этапов деятельности, проводится специальное занятие (для детей 4-5-летнего возраста). Особый интерес в нем представляет то, что в ситуации воспроизведения образца деятельности дети выступают организаторами отношений со взрослым. Носителем образца является воспитатель. За счет такого распределения функций у детей возникает осознанный запрос, во-первых, на демонстрацию образца деятельности, во-вторых, на описание этого образца в речи и, в-третьих, на выделение этапов деятельности. Этапы в данном случае выделяются не как что-то естественно существующее, а как тот фрагмент работы, который не владеющий деятельностью может воспроизвести вслед за носителем образца этой деятельности.

Занятие «Лебедь»

Цели: научить ребенка выделять этапы; познакомить с последовательностью изготовления лебедя из бумаги.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать лебедей из бумаги. Скажите, а какого цвета бывают лебеди? Дети:

—Белые.

—Черные.

(Воспитатель беседует с детьми о том, чем питаются лебеди, где живут и т.д.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какого я сделала лебедя. Вы хотите сделать такого?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам для этого понадобится? Дети: Бумага.

(Ребята разбирают белую и черную бумагу, по желанию.) Воспитатель: Ну что ж, начинайте делать! (Дети говорят, что они не знают, как делать, не умеют. Некоторые просят воспитателя помочь им.)

Воспитатель: Может, кто-нибудь умеет складывать сам?

Лиза: Я умею веер. Вера: Я умела кораблик, но забыла. Воспитатель: Как же мне вам помочь? Юля: Сделать.

Воспитатель: Что, к каждому подойти и сделать? Тогда все лебеди будут не ваши, а мои. А н я: А вы можете нам подарить.

Воспитатель: Конечно могу. А разве вы сами не хотите научиться делать? Вы совсем маленькие, что ничего не умеете?

Аня: Мы не маленькие, мы умеем, только не знаем, как сделать лебедя.

Маша: Покажите, пожалуйста, как вы делали.

(Воспитатель подвел детей к тому, что они сами попросили показать, как делать лебедя. Воспитатель молча показывает, как изготовить лебедя. Времени это занимает немного, т.к. надо совершить всего 4 операции. Но показа явно недостаточно, чтобы дети могли повторить действия воспитателя.)

Воспитатель: Всем понятно?

Аня: Нет. А почему вы молчали, когда делали?

Воспитатель: А что я должна была говорить?

Аня: Туда загнуть, сюда сложить.

Воспитатель: Я должна была не только показать, как делать, но и рассказать? Дети: Да!

(Детям не достаточно только показа. Каждое проделанное действие должно быть рассказано (проговорено). К этому детей подвело действие воспитателя. Дети заметили, что в показе недостает рассказа последовательности работы. По просьбе детей воспитатель показывает и описывает каждое действие.)

Воспитатель: Теперь понятно?

Лиза: Да. Только я не запомнила.

(Во время показа некоторые дети пытались делать своего лебедя.)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы ты запомнила?

Маша: Еще раз показать. Катя: Помедленнее.

(Воспитатель показывает еще раз, медленнее. Дети пытаются сделать лебедя, но им опять это не удается.) Катя: Я не успеваю, надо еще медленнее. Аня: Подождите меня.

Маша: Давайте вместе. Вы делаете и мы. Воспитатель: Мы же так и делаем. Я показываю медленно, а вы делаете.

Саша: Вы всё сразу показываете. Воспитатель: А как надо? Маша: Пожалуйста, не всё сразу.

Аня: Так, как мы рисовали лебедя: сначала все нарисовали голову, потом шею, потом туловище.

Воспитатель: Я поняла. Я должна вам показать и рассказать одно действие — этап и подождать, пока все сделают?

Дети: Да!

(Воспитатель своими действиями и «непониманием» подвел детей к тому, что они попросили показать не все действие в целом, а его частиэтапы. Воспитатель показывает действие по этапам, дети выполняют.)

Воспитатель: У всех получились лебеди?

Дети: Да!

(Ребята приносят своих лебедей и ставят их на стол, рассматривают. Поэтапный показ воспитателем последовательности изготовления поделки привел к тому, что ребята смогли выполнить работу.)

На этом работа с выделением этапов не завершается. Во-первых, детям надо попробовать поработать на другом материале, лучше всего не относящемся к ручному труду. Они увидели разницу между показом целостной работы и поэтапной, когда делали вещь. Смогут ли они увидеть ту же самую закономерность на интеллектуальной работе, например при составлении рассказа или пересчете предметов, измерении величины?

Теперь ребята знают, что работу можно описывать по этапам. Но как выделяются этапы? На занятии этапы выделял взрослый. Смогут ли дети самостоятельно выделить этапы какой-либо работы? Для решения этой задачи их можно попросить научить малыша или куклу делать то, что сами дети уже умеют. Пусть теперь дети попробуют описать работу по этапам. Такая работа, как одевание, не вызовет больших трудностей в выделении этапов, поскольку здесь этапы выделяются по вещам, которые ребенок надевает. А вот завязывание бантика уже не такая простая работа, в которой легко выделить этапы. Возможно, при описании этой работы у разных детей части получатся разные: кто-то будет описывать этапы через изменение положения концов шнурка, другие — как этап движения руки. Некоторые дети описывают как отдельные этапы даже поворот руки и смену положения пальцев.

Если ребенок сам смог выделить этапы работы и уже имеет опыт описания разных работ, можно выводить его на анализ и оценку ситуации, действующие лица которой не выделяют этапов. То есть ребенок должен научиться опознавать ситуации, в которых не хватает выделения и описания этапов. Такая работа проводится в форме обсуждения придуманных историй, сказок или ситуаций, происходящих в жизни. Например, такого рода ситуации свойственны занятиям физической культурой (отработка техник, движений), танцами (изучение нового танца), игрой на музыкальных инструментах. Хозяйственные работы также часто дают подобные ситуации: один ребенок прекрасно ухаживает за растениями, а у другого вся земля из цветочного горшка и вода на столе, цветок пострадал. Виновник считает, что все делал правильно, повторил работу не хуже товарища. Сравнение работы двух детей можно провести только по этапам, выделяя, какое же именно действие привело к беспорядку. Разбор такого рода выводит к задачам анализа правильности — неправильности алгоритма действия и потом — к выделению способа действия. Нужны небольшие рассказы, в которых дети узнали бы тех, кто не выделяет этапы, и эта их неспособность становится причиной забавных случаев.

Важным средством в описании деятельности и удержании деятельности в сознании за счет появления языка становится схематизация. Изображать этапы дела схематично и использовать схему в действии можно уже с детьми четырехлетнего возраста. Рассмотрим пример такого занятия.

Занятие «Хозяйственный труд» (средняя группа)

Цели: познакомить детей со схемой; учить работать по схеме. Материал: цветы в горшках; вилочки для рыхления земли; лейка; игрушечный магазин фруктов и овощей; таз с водой; полоски бумаги; ножницы; клей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем проводить уборку. Для этого вы должны разделиться на три группы. Каждая группа получит задание. Задание будет в виде схемы.

Маша: А что такое схема?

Воспитатель: Это специальный рисунок, на котором изображена последовательность действий. Вы их будете выполнять в том порядке, как они нарисованы.

Саша: А что такое последовательность?

Воспитатель: Это этапы действия.

Лиза: А что это такое?

Воспитатель: Лиза, ты можешь нам рассказать, как ты одеваешься в детский сад утром? (Лиза рассказывает.)

Воспитатель: Порядок, в котором Лиза одевается, называется последовательностью действий. Она ничего не забыла, не перепутала?

Дети:

—Нет.

—Все правильно.

Воспитатель: А если бы мы нарисовали, как она одевалась, то получилась бы схема одевания. Давайте посчитаем, сколько вещей надела Лиза.

(Дети считают вещи, которые надела Лиза.)

Воспитатель: надевание каждой вещи мы можем назвать этапом действия. Если мы что-то пропустили, значит, мы пропустили какой-то этап.

(Воспитатель показывает схему режима дня мальчика (встал, сделал зарядку, умылся, позавтракал и т.д.), дети рассматривают ее и рассказывают, называют этапы дня. Воспитатель обращает внимание на слова: схема, последовательность, этапы.)

Воспитатель: А теперь давайте поработаем по схемам.

(Дети делятся на три группы. Воспитатель раскладывает задания в виде схем в три конверта и предлагает группам выбрать конверты. Ребята рассматривают схемы в своих заданиях.

Воспитатель подходит к первой группе детей и выясняет, все ли им понятно.)

Воспитатель: Ребята, что вы будете делать? Вам все понятно?

Лиза: Нет.

Воспитатель: Что это такое?

Маша: Схема.

Воспитатель: А схема чего?

Саша: Схема цветов.

Воспитатель: Ребята, скажите, что вы будете делать на первом этапе?

Саша: Раскопаем землю и посадим семечку.

Воспитатель: А где ты видишь семечку? И что это в горшке нарисовано?

Саша: Цветок.

Воспитатель: А семечка нарисована?

Саша: Нет, но, если бы была семечка, еще бы вырос цветок.

Воспитатель: Давайте посмотрим, схема чего у нас. Саша сказал, что схема цветов. Разве так? Посмотрите, что у нас в начале и в конце схемы. Что это мы делаем? Давайте я вам подскажу. Вы будете заниматься не посадкой цветов, а ухаживанием за ними. Это схема ухаживания за цветами. Теперь посмотрите, в чем же ухаживание заключается. Что будете делать?

Лиза: Надо порыхлить землю.

Воспитатель: Хорошо, что потом будем делать?

(Дети затрудняются с ответом, и воспитатель помогает им. Третий этап всем понятеннадо полить цветы. Дети первой группы берут вилочки и начинают рыхлить землю в горшках. Воспитатель подходит к детям второй группы.)

Воспитатель: Вам все понятно? Что вы будете делать?

(Дети вместе с воспитателем разбирают схему. Сначала определяют, схема чего перед нами. Выясняют, что это схема чистки игрушек. Дети должны:

1) взять игрушки (овощи и фрукты);

2) помыть их в тазу;

3) просушить на полотенце или вытереть;

4) поставить на стол.

После объяснения схемы дети сразу бегут в «магазин овощей», берут игрушки, бегут к тазу с водой, моют игрушки, вытирают и бегут обратно в магазин.)

Маша: Я запуталась, что мыли, а что нет. Какая-то беготня.

Аня: Несите все опять в таз.

Юля: Не буду, я это мыла.

Лиза: Какой-то беспорядок.

(Девочки стали выяснять, как сделать правильно.)

Аня: Вот, смотрите на схему, фрукты взяли все и положили в таз. Берите.

(Девочки взяли все фрукты и овощи, стали их мыть. Потом положили на полотенце сушить.)

Лиза: Теперь можно относить обратно.

Маша: Красиво надо положить.

(Третья группа детей должна заклеить старые порванные книжки. На столах лежат полоски бумаги разной длины, клей, ножницы и книги.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все ли вам понятно, как делать.

Филипп: Не очень.

Воспитатель: А что непонятно?

Филипп: Ну, просто я не совсем умею заклеивать.

Артем: Я тоже.

Воспитатель: Давайте посмотрим на схему.

(Воспитатель с детьми разбирает по схеме, на каком этапе что нужно сделать, показывает на одной из книг, как надо ее заклеить.

Мальчики берут полоски, клей, наклеивают полоски на книги. И тут выясняется, что полоски разной длины. Надо было сначала приложить полоски. Ребята зовут на помощь воспитателя. В отличие от детей двух первых групп дети третьей группы не торопятся с работой.

В результате все группы справились с заданием. Дети первой группы выполнили работу быстрее всех и закричали: «Мы все закончили, мы первые/» В конце занятия воспитатель обратила внимание детей на то, как группы работали со схемами: «Почему вторая группа вынуждена была переделать свою работу так же, как и некоторые дети в третьей группе? Почему первая группа не могла начать работу?» Оказалось, важно понять: схема какой работы перед вамипосадки цветов или ухода за ними. Важно следить за своей работой по схеме, не путать порядок действий (мытье игрушек, возврат их на стол), как во второй группе, и не пропускать этапы (примеривание полосок), как в третьей группе.)

Дети старшей группы могут пользоваться схемой уже при изготовлении сложных поделок, как, например, на следующем занятии.

Занятие «Парусник»

Задачи: работать по схеме-плану; определять последовательность действий и необходимые инструменты и материалы.

Материал: бумага разного цвета и размера; клей карандаш; схема.

Ход занятия

На доске — образец и схема работы. Воспитатель предлагает сложить из бумаги парусник.

Воспитатель: Что вам нужно для работы? Все необходимое возьмите заранее.

(Большинство детей берут все, что нужно, некоторыетолько ножницы.)

Маша (Карине): Зачем тебе ножницы? Посмотри на схему — здесь ничего не надо резать.

(Карина соглашается. Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему, определяют, из каких частей состоит парусник. Дети приступают к работе. Андрей и Аня начинают складывать правильно, по схеме, а Маша, Карина и Саша складывают лодку белой стороной наружу. Маша обращается за помощью.)

Воспитатель: Как помочь? Что надо сделать?

Маша: У Вас на образце коричневая лодка, а у нас белая.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы лодка стала коричневой?

Маша: Может быть, перевернуть?

Воспитатель: Обратите внимание, каким цветом наружу листок лежит на схеме? Карина: Белым.

Воспитатель: Вот и сделайте так, как показано на схеме.

(Девочки исправляют ошибку и продолжают работу. Некоторые дети работают самостоятельно, кто-то повторяет за товарищами. Тигран, Аня, Илья, Андрей сразу обращаются за помощью. Воспитатель помогает им на каждом этапе, он просит детей описывать то, что нарисовано на схеме.)

Воспитатель: Какую берем бумагу для лодочки?

Аня: Коричневую.

Воспитатель: Какой стороной кладем на стол? Илья: Цветной.

Воспитатель: Что означает этот знак? Тигран: Соединить эти точки.

Воспитатель: Сравните, получился ли у нас коричневый треугольник? Дети: Да.

Воспитатель: Что делаем дальше? Андрей: Складываем пополам и переворачиваем. Воспитатель: Лодочка готова. Теперь что делаем? Аня: Парус. Берем синий квадрат.

Тигран: Кладем цветной стороной на стол. Андрей: Складываем косыночку и разворачиваем. Воспитатель: Что делаем дальше? Обратите внимание на стрелочку.

(Дети складывают, склеивают детали и наклеивают их на лист бумаги. Затем сравнивают с образцом, дорисовывают волны.)

Воспитатель: Дети, как вы считаете, нам легче было бы работать без схемы?

Маша: Думаю, что нет. Со схемой не очень сложно, только нужно в ней разобраться.

А н я: А мне все было понятно.

Воспитатель: Мы с вами еще научимся хорошо читать схемы.

Следующий этап в работе со схемой — самостоятельное изображение детьми своих действий в схеме. Такую схематизацию можно проводить уже с детьми старшей группы.

Занятие «Какао»

Задача: научить детей выделять этапы работы и зарисовывать их в виде схемы.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они пекли блины и готовили какао. Определяет вместе с детьми последовательность действий:

1)поставить кастрюлю на огонь;

2)влить молоко;

3)довести молоко до кипения;

4)в чашку насыпать одну ложку порошка какао;

5)влить в чашку горячее молоко;

6)размешать.

Воспитатель предлагает детям нарисовать схему действий, чтобы кто-то другой тоже смог приготовить себе какао. После работы дети обсуждают каждый рисунок. Обнаруженные ошибки в последовательности выделяют красным карандашом. Воспитатель обращает внимание детей на рисунок Андрея. Мальчик над каждой стрелочкой поставил цифры. На вопрос, зачем он это сделал, Андрей ответить не смог.

Предлагаю отдать любую схему помощнику воспитателя и попросить ее сварить какао по нашей схеме. Сможет ли помощник воспитателя объяснить нам, как это можно сделать. Отдаем схему. Помощнику воспитателя не все ясно, не понятно, что за чем надо делать. Маша предлагает усовершенствовать схему: над стрелочками поставить цифры, как это сделал Андрей. Оказывается, за счет цифр становится понятен порядок действий. Теперь наши схемы стали пониматься правильно.

Существует много возможностей использовать схему в повседневной жизни детей, например составлять планы поиска предметов друг для друга, ввести традицию искать по плану торт или пакет с конфетами на праздновании дней рождения и др. Дети 6 лет (подготовительная группа) с удовольствием используют схемы как в хозяйственной работе, так и в коллективной самоорганизации, как, например, на следующих занятиях.

Занятие «Сами себе воспитатели»

(Педагог приглашает детей на занятие, сообщая, что сегодня они будут работать самостоятельно, без его помощи, мотивируя это тем, что именно сейчас он очень занят, а отменять занятие нельзя. Все материалы и игры приготовлены заранее.)

Воспитатель: Вот вам лист со схемой, здесь все указано, что нужно делать.

(Воспитатель садится за стол и делает вид, что очень занят. Дети рассматривают схему.)

— Здесь какие-то человечки!

—А это игры, в которые мы играем! Нужно играть именно в них. Пойдемте сядем за стол и начнем.

—Стойте! Здесь написаны цифры и нарисованы стрелки. Начать надо с единицы.

—Вот, смотрите: здесь — М, а здесь — Д.

—Да, надо разделиться.

— Ага! Девочки собирают разрезные картинки, а мальчики выполняют задание «Составь рассказ по картинке».

— Не пойму, что в третьем задании. (Долго думают.)

—Да надо же поменяться! Теперь мальчики собирают разрезные картинки, а девочки рассказ выкладывают из карточек.

—Ну, дальше понятно: девочки работают с цифрами, а мальчики — с геометрическими фигурами. Потом опять меняются.

—Вот, на шестом кружочке мы опять смешиваемся все вместе.

—И пьем сок.

—Но сока я не вижу!

—Да это же игра «Отожми и выпей сок»!

(Далее по ходу занятия некоторые дети несколько раз обращались к схеме, определяя, кто и что должен делать. Особое значение придавалось третьему и пятому этапам, когда надо было поменяться заданиями. В каждой команде выделилась группа лидеров, никто не оспаривал последовательность действий. Лидеры групп договаривались о времени смены заданий.)

Занятие «Печенье "Сладкая жизнь"»

Цели: формировать способности организации действия; знакомить со структурой действия: последовательность действия, материал, результат, схема.

Ход занятия

Воспитатель: Я хочу вас угостить печеньем, которое я испекла дома. Называется оно «Сладкая жизнь». (Дети пробуют, просят еще.) Хотите, тогда возьмите и испеките такое же печенье.

Дети: Хотим. Из чего и где мы его будем готовить?

Воспитатель: А из чего бы вы хотели?

Дети: Ну, нам мука, сахар нужен и еще что-нибудь.

(Педагог приводит детей в комнату, где на столах лежат продукты, посуда, мерки.)

Воспитатель: Вот это вам, наверное, должно пригодиться при изготовлении печенья «Сладкая жизнь». Приступайте.

(Дети подходят к столу, рассматривают, что на нем лежит. Кто-то трогает посуду. Милена сразу приступает к работе: набирает две столовые ложки муки и высыпает в кастрюлю. Остальные дети переключают внимание на воспитателя в ожидании оценки. Воспитатель молчит.)

Ксюша: Милена, что ты делаешь, а вдруг неправильно?

(Милена останавливается и ждет указаний.)

Воспитатель: Что же вы стоите? Вы же хотите приготовить печенье «Сладкая жизнь»? Приступайте.

Дети: Мы не знаем, как. Сколько нужно класть муки, яиц,сахара?

Ксюша: Да-да! А то получатся какие-нибудь блины, а не Ваше печенье!


Воспитатель: Так вам еще что-то надо от меня?

Ксюша: Рецепт! Да-да. Моя мама, когда готовит, смотри? в тетрадь, в которой записаны рецепты. Что сначала кладется что потом. И вообще, как все делать. Скажите нам рецепт!

Воспитатель: Вот вам рецепт печенья «Сладкая жизнь».

Саша f просматривая схему): Вот, смотрите, сначала надо смешать 1 яйцо и 5 больших ложек сахара.

Ксюша: Сахар должен быть с горкой, смотрите на схему!

(Дети, каждый в своей кастрюле, проводят это действие.)

Люся: Боюсь, что не получится.

Настя: Тогда нам помогут.

Воспитатель: Нет уж, я вчера готовила. Теперь вы! Ксюша: Смотрите на схему и выполняйте, тогда все получится.

Настя: Я взбила, теперь добавить кефир. (Взбивает.) Получилась жижа какая-то.

Саша: А это что? Мак вот нарисован, цветок.

Ксюша: Сода. А я знаю, мама всегда в блинчики соду кладет, чтобы мягкими были.

Милена: Осталось муку.

(Все дети добавляют разное количество муки, соответственно, тесто получилось разной консистенции. Остановка на этапе раскатки теста.)

Воспитатель (Насте): Ты недовольна тестом?

Настя: У меня все липнет к рукам, что-то не так!

Милена: Ты точно все сделала по рецепту?

Настя: Да.

Милена: Ты муки набирала неполный стакан, я видела. Добавь еще!

(Настя добавляет муки с помощью Милены «на глаз». Остается довольна результатом.)

Саша: А у меня тоже не получилось! Где-то я ошибся! (Проверяет по схеме.) Нашел! Я налил стакан кефира, а надо было половину. Что же делать?

Милена: Сыпь еще муки!

Саша: Сколько? Стакан или?..

Милена: Не знаю, сыпь понемножку, потом сам увидишь, когда хватит. Должно быть, как у меня.

(Саша под руководством Милены доводит тесто до нужной консистенции.

На следующем этапе дети раскатывают тесто и вырезают по форме. Образец печенья «Сладкая жизнь» был круглым. Вырезанные формы- выкладывают на противень, и воспитатель ставит их в духовку.)

Настя (воспитателю): Смотрите на часы: 20 мин. в духовке.

(Испеченное печенье приносится в группу. Дети смотрят, каким оно получилось.)

Воспитатель: Попробуйте, получилось ли ваше печенье, как у меня, и можно ли его назвать «Сладкая жизнь»?

Саша: У меня жесткое.

Воспитатель: Почему?

Саша: Не знаю.

Дети: Он готовил не по рецепту.

Саша: Да, я ошибся в одном месте.

Милена: Ау меня мягкие. Это настоящее печенье «Сладкая жизнь»!

Воспитатель: Ты уверена?

Милена: Да! Ну сами попробуйте!

Воспитатель: Ребята, согласны ли вы, что это настоящая «Сладкая жизнь»?

Саша: Вкусно, но они были круглые, те Ваши, первые...

Милена: Ну и что, только форма изменилась, а вкус тот же.

Воспитатель: Но мое печенье было круглое!

Милена: Ладно! Вот это круглое — «Сладкая жизнь», а вот это (звездочки) — «Сладкая звезда»!

(Откладывают на тарелку печенье круглой формы.)

Воспитатель: Все ли они одинаковые?

Настя: Некоторые подгорели! Воспитатель: Почему?

Настя: Вы держали их больше 20 мин. в духовке. Я же Вам сказала: нужно смотреть на часы.

(Подгоревшие изделия откладывают.)

Дети: Вот осталось настоящее печенье «Сладкая жизнь». А это (показывают на отложенное печенье) назовем по-другому. Намажем вареньем или сгущенкой, соединим... Все равно вкусно.

Воспитатель: Вы молодцы! Выполнили сложную работу. Так о чем же надо помнить, прежде чем выполнять какое-либо дело?

Дети: Как выполнять: что делать сначала, а что потом. Следить по схеме, чтобы не было ошибок, а если есть, то сразу поправлять!

Занятия, направленные на развитие способности организации действия, часто решают не одну, а несколько задач. Так в занятии «Печенье "Сладкая жизнь"» решалась еще и задача оценки соответствия полученного результата образцу.

Обучение дошкольника оценке соответствия результата замыслу требует иногда специальных занятий.

Занятие «Домик на поляне» (старшая группа)

Цель: сравнение полученного результата с замыслом. Материал: бумага; краски; кисти.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем рисовать домик на поляне. Но прежде, чем начать работу, мы обсудим, каким будет наш домик, что будет на поляне. Давайте вспомним, что такое поляна.

Аня: Это поле, где растут трава и цветы.

Таня: Иногда там может расти дерево.

Полина: А я знаю, что поляна бывает в лесу.

Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте придумаем, каким будет наш домик.

Эмиль: Из кирпича.

Анар: В лесу много деревьев, лучше деревянный.

Воспитатель: Так какой же домик будем рисовать?

(После долгих споров дети приходят к решению, что домик будет кирпичный.)

Аня: Оставляем кирпичный.

Воспитатель: А какого цвета?

Инна: Домик красный.

Полина: А крыша желтая.

Люда: А еще будет крыльцо и ступеньки.

Воспитатель: А сколько мы нарисуем окошек?

Аня: Четыре.

Анар: И одно на чердаке.

Люда: Окошко круглое.

Эмиль: А на крыше труба, и идет дым.

Воспитатель: А где мы нарисуем наш домик — в центре полянки, внизу, вверху, слева, справа?

Соня: Посередине.

Воспитатель: А что еще можно нарисовать? Может быть, что-то около домика?

Таня: Розы. Красные. Люда: Можно яблоню.

Воспитатель: Как вы думаете, можно приступать к рисованию?

Анар: Да.

Соня: Мы забыли небо, облака и солнце. Воспитатель: Кто еще хочет добавить? А теперь приступаем к рисованию. (Ребята рисуют.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы рисовали одно и то же? Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите на рисунки — какие они?

Анар: Все разные.

Воспитатель:А почему разные? Мы же все обсудили!

Яна: Я забыла трубу и дым.

Соня: У всех дома разные и деревья.

Воспитатель: А что мы не учли при обсуждении?

Полина: Размеры. У кого-то большие дома, у Жени вообще на весь лист.

Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Что надо было нарисовать?

Анар: Надо было нарисовать домик на поляне.

Воспитатель: Вы нарисовали?

Аня: Да. Но картинки у всех разные.

Анар: Но цвет домиков одинаковый.

Люда: Просто все по-разному представили картинку.

Воспитатель: А могли получиться одинаковые рисунки?

Полина: Могли.

Аня: Нет. Мы все рисуем по-разному.

Полина: А если бы у нас была настоящая картина, мы посмотрели бы и стали рисовать, тогда получилось бы одинаково.

Анар: И все равно мы рисовали одно и то же. Просто не все обсудили.

А н я: И забыли нарисовать.

Воспитатель: Так какой же можно сделать вывод? Получилось то, что мы хотели увидеть? Анар: Получилось.

Люда: На картинках — поляна, домики, яблоня. Просто мы немного забыли уточнить, где растет яблоня. Инна: Не все нарисовали яблоки на яблоне.

Воспитатель: Я тоже думаю, что вы справились с заданием. Мы определили, что будем рисовать, но немного не учли время года, некоторые другие детали. Каждый из вас представил себе свою картинку с нашими уточнениями: цвет, расположение — и нарисовал. Если бы мы срисовывали с образца, ваши рисунки оказались бы более похожими. На следующем занятии мы попробуем нарисовать по образцу и сравним результат.

На специальных занятиях дети учатся описывать характеристики исходного материала, определять, насколько данный материал подходит для работы. Интереснее делать это в игре.

Занятие «Строительство дороги»

Задачи: научить находить характеристики материала и давать его описание; познакомить со сравнением замысла и результата.

Материал: наборы блоков Дьенеша.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня нам надо построить дорогу. Вы — строительная бригада, я — поставщик строительных материалов, которые находятся у меня на складе. Вам нужно построить дорогу длиной от этого края ковра до этого края. Дорога нужна синего цвета. Дорога очень длинная, поэтому у каждого из вас будет свой участок строительства. Что вам нужно, чтобы построить дорогу?

Тимофей: Нам нужен строительный материал.

Воспитатель: Я привезла вам строительный материал. Вот он. Пожалуйста, возьмите.

(Детям выдаются блоки разной формы, цвета и размеров. Дети начинают строить.)

Воспитатель: Если вас не устраивает строительный материал, то вы можете обменять его на другие детали у меня.

(Дети построили дорогу.)

Воспитатель: Ребята, вы выполнили мой заказ? Костя: Да, мы построили дорогу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какая у вас получилась дорога.

Валя: Костя, у тебя дорога неровная. Машины не смогут проехать.

Антон: Дорога круглая не бывает.

Соня: Надо поменять круги на прямоугольники.

(Воспитатель дает детям красные и желтые прямоугольники в обмен на круги.)

Костя: Но эти прямоугольники не подходят по цвету! У нас же дорога должна быть синяя.

Воспитатель: Соня мне ничего об этом не говорила.

Соня: Я забыла. Нам нужны только синие прямоугольники.

(Воспитатель выдает детям синие прямоугольники разной толщины вместо красных и желтых.)

Тимофей: А теперь один кубик ниже другого. Машину трясти будет.

Миша: Совсем не проедет: смотри — ступеньки. Нужно было заказать кубики одинаковой толщины.

Валя: Дайте нам кубики одинаковой толщины.

(Воспитатель протягивает блоки одной толщины, но опять другого цвета и формы.)

Воспитатель: Хорошо, я даю вам блоки одинаковой толщины.

Наташа: Дайте нам синие прямоугольники одной толщины.

(Воспитатель меняет материал. Дети достраивают дорогу.)

Алена: Посмотрите, дорога стала короче! Наташа: Дайте нам еще прямоугольники одной толщины, синие.

Воспитатель: Ау меня, ребята, именно такие блоки кончились. Что же нам делать?

Вика: Я придумала. Можно из двух треугольников сделать квадраты.

(Дети делают. Но треугольники не подходят по толщине.)

Вика: А вы нам можете поменять толстые треугольники на тонкие? Только нам синие нужны.

Воспитатель: Хорошо.

Вика (со вздохом): Наконец-то у нас все получилось.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у нас сразу не получилась дорога?

Дети: Мы брали фигуры разной формы, цвета и толщины. А нам нужны были только синие прямоугольники, квадраты, еще можно было взять треугольники, чтобы сделать из них квадраты одинаковой толщины. Мы путались долго. А потом кончились синие тонкие прямоугольники.

Воспитатель: Ну, все же вы справились. Молодцы! Дорога принята комиссией на «отлично».

Вопрос о выборе способа или конструировании нового, если ни один другой способ не позволяет получить необходимый результат, возникает у детей после того, как они научатся выделять характеристики результата и начнут связывать их с конкретными действиями. Ребенка специально учат анализу действий. Приведем в пример несколько занятий, направленных на обучение ребенка выбору способа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: