Язык регулирует деятельность человека

Блумфильд, применяя бихевиористский подход к анализу речевого общения, полагал, что сферы жизнедеятельности человека — сфера потребностей и действий по их удовлетворению. Сотрудничающие люди могут воздействовать друг на друга при помощи практических (т.е. неречевых) и речевых стимулов. Реагируют они на эти стимулы двояко: речевыми и неречевыми действиями. При этом речевые воздействия (стимулы) Л.Блумфилд называл замещающими практические стимулы. Поэтому речевые стимулы и реакции коммуникантов имеют практический аспект. По Блумфильду речь является средством решения практических задач и ее основная функция — регуляция деятельности человека.

Предположим, — писал он, — что Джек и Джил идут по тропинке. Джил голодна. Она видит яблоко на дереве. Она с помощью горла, языка и губ производит ряд звуков. Джек прыгает через изгородь, влезает на дерево, срывает яблоко, приносит его Джил и кладет ей в руку. Джил ест яблоко.

Описанный случай состоит из трех частей со следующей временной последовательностью: A. Практические действия, предшествовавшие речевому акту; В. Речь; C. Практические действия, последовавшие за речевым актом. Джил в качестве говорящего индивида может реагировать на стимулы не одним, а двумя способами: S R (практическая реакция); s r (лингвистическая или замещенная реакция). Действия Джека могут вызываться двумя видами стимулов: практическими стимулами S R (безречевая реакция) и лингвистическими (замещенными стимулами) S r s R (реакция через речь).

Блумфильд отмечает, что речь включена в систему деятельностей человека и человек не реагирует на нее как на речь, он реагирует на нее как и на другие неречевые стимулы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: