Грудь, что некогда питала тебя, ты давишь, охваченный страстью; в лоне, что некогда породило тебя, ты предаешься наслаждению. Мать снова становится супругой, супруга становится матерью, отец снова становится сыном, сын снова становится отцом. Так, словно вращающиеся ковши водочерпального колеса, движутся существа в круговороте бытия, вселяясь в материнское лоно и приходя в мир.
Мгновенно все сотворенное, смерть - суть рождения; едва возникнув, все разрушается. Блаженны достигшие покоя!
Из костей сложена эта крепость-тело; мясо и кровь скрепляют ее; старость и смерть, тщеславие и обман обитают в ней.
Ничтожен этот мир! Горному потоку подобна наша юность, горению травы подобен остаток жизни, теням облаков подобны наслаждения, сновидению подобен круг детей, друзей, слуг и женщин.
Сколько на свете разных путей, разных богов, разных наставников, разных обрядов, разных одежд, разных украшений, и все это вместе - одна майя.
Как две щепки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди.
Словно встреча на дороге - наша жизнь с женой и близкими.
Жизнь наша - словно мираж, исчезающий во мгновенье; зная это, сходись с добрыми людьми ради добродетели и благополучия.
Разрушение - удел тела, счастье - обитель несчастья, встреча связана с разлукой. Непрочно все возникшее!
Тень облака, привязанность злодея, свежие зерна, женщины, юность и богатство недолго радуют нас.
Кто я? Кто ты? Что этот мир? Кто и зачем творит это зло? Один приходит в мир, другой уходит.
Вся жизнь - цепь мгновенных перемен.
Здесь ничего нет, и там ничего нет; куда я ни пойду, нигде ничего нет. Поразмыслив, я вижу, что в мире ничего нет, кроме познания самого себя ничего нет.
Брахман, духовный по природе, неделим, лишен частей, бестелесен - лишь ради нужд поклоняющихся приписывают ему образы.
Ни науки, ни учитель не помогут постичь высшее существо - лишь самому можно постичь его.
Нет конца познанию, а жизнь скоротечна Так не лучше ли, оставив сети наук, предаться размышлениям о высшей истине-?
Сновидению подобен мир, полный привязанности и отвращения. Ослепленному он кажется действительностью, просвещенному - обманом.
Взирай на мир, как на пустоту, освободись от сознания своего "я", - и ты победишь смерть.
Для ослепленного страстью весь мир - одни женщины, для просвещенного весь мир - Брахман.
В ослепленье говорят поэты о смерти. Обман - 90 вот как я называю смерть, не обман - вот как я называю бессмертие.
Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность, кто видит в раздельных нераздельное, тот наделен благим знанием. Кто видит во всех существах многообразие и раздельность, знание того ослеплено страстью Кто, не заботясь о причине и не постигая сущности, привязан к одному, словно ко всеобщему, знание того темно.
Кто постиг неразрушимое, вечное, изначальное, непреходящее - как может тот убивать или понуждать к убийству?
И бессмертие, и смерть обитают в нашем теле смерть приходит от заблуждения, бессмертие приходит от добра.
Кто думает, что знает Брахмана, тот не знает его; кто думает, что не знает его, - тот знает.
"Я", "мое" - вот семя мирского бытия. Когда нет ни меня, ни моего, бытие угасает. Без семени нет рождения, как нет огня без топлива.
Как реки, лишившись своих имен и образов, вливаются в океан, так просвещенный, освободившись от имени и образа, сливается с высшим божественным существом.
Что здесь, то и там; что там, то и здесь. Кто видит в мире множественность, тот идет от смерти к смерти.
Разве станет печалиться тот, кто во всех разрозненных существах видит единое начало?
Тот истинно видит, кто видит высшего владыку, равно пребывающего во всех существах и не гибнущего с их гибелью Вера освободит тебя и уведет за пределы смерти.
Кто видит в себе все существа и себя во всех существах, тот не отвращается от своего состояния. Откуда придут ослепление и печаль к видящему единство, к знающему, что все существа - одно с ним самим?
Бог - в воде, бог - в равнине, бог - в вершине горы, бог - в пылающем огне, бог - повсюду Нет ничего отличного от Брахмана. Если чтолибо кажется иным, чем Брахман, это мираж Поистине, Брахман это бессмертие, Брахман - впереди, Брахман - позади, Брахман - справа и слева, он простирается вниз и вверх, он - все сущее, он - величайший.
"Я - Брахман" - вот верный путь просвещенных к освобождению. "Мое" и "не мое" -- таковы два пути путь уз и путь освобождения.
Брахман - блаженство. Ибо, поистине, существа рождаются от блаженства, рожденные, они живут блаженством; умирая, они вступают в блаженство.
Все, что существует в этом мире, погружено в высшее существо.
В жизни есть "я" и Брахман, после смерти - один Брахман.
Ничто нигде и никогда не рождается и не умирает - то Брахман являет образы мира.
Брахман есть Атман.
В Атмане все становится единым.
Одну и ту же нить продевают сквозь золото, жемчуг, кораллы, глину Один Атман пребывает в коровах, лошадях и людях, слонах и газелях, червях и насекомых.
Меньше малого, больше великого скрыт Атман в сердце каждого существа.
Вот мой Атман в сердце - меньший, чем зерно риса, чем ячменное зерно, чем горчичное семя, чем просяное зерно, чем ядро просяного зерна. Вот мой Атман в сердце - больший, чем земля, больший, чем воздушное пространство, чем небо, чем все миры.
"Не это! Не это!" - так определяется Атман.
Он непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не подвержен злу.
Высшая истина - в безмолвии просветленного.
Он находится во всех существах, он отличен от всех существ, существа не знают его, его тело - все существа; он правит всеми существами, пребывая в них.
Это Атман.
Он всё, что было и что будет, он вечен, постижение его - победа над смертью. Нет другого пути к освобождению.
Неуничтожимо то, чем пронизан этот мир.
Никто не в силах уничтожить непреходящее.
Не ради существ дороги существа, но ради Атмана дороги существа; не ради всего сущего дорого все, но ради Атмана дорого все сущее.
Ты - мать и ты - отец, ты - родич и ты - друг, ты - знание и ты - богатство. Ты - всё для меня, о бог богов!
Наше "я" - лишь отражение высшего существа.
Основа всего сущего Атман. Ты - одно с Тем.
Что ты - то и я, что я - то и ты. И я, и ты, и все существа - всегда в одном.
Поистине, это и то - одно и то же. В этой мысли - невыразимое блаженство.