ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................... 3
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ... 5
Глава 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА.
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1. Психолингвистика как наука.
Объект и предмет психолингвистики........... 6
2. Психолингвистика, психология и традиционное языкознание.
Язык, речь, речевая деятельность............... 9
3. Основные особенности психолингвистических подходов
к изучению языка как достояния человека. Специфика материала
психолингвистических исследований................... 12
4.................................................................... Роль эксперимента в психолингвистике и языкознании........................ 13
Вопросы и задания для обсуждения.......... 17
Дополнительная литература....................... 17
Глава 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 18
1. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности.
Разные подходы к периодизации развития психолингвистики
и классификации ее ведущих научных направлений.
Становление психолингвистики за рубежом 18
2.Лингвистические, психологические и физиологические истоки отечественной ПЛ............................................. 22
|
|
3.Концепции порождения речи....................... 27
4.Специфика восприятия речи........................ 32
5.Тенденции в современной ПЛ...................... 34
Вопросы и задания для обсуждения......... 36
Дополнительная литература...................... 37
Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 38
1.Основные группы психолингвистических методов 38
2.Анализ экспериментальных методов
психолингвистических исследований......... 40
Вопросы и задания для обсуждения......... 49
Дополнительная литература....................... 49
Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ............................................................................... 51
1. Нейролингвистика и ее связь с другими науками.
Специфика нейролингвистических исследований 51
2.Межполушарная асимметрия головного мозга 57
3.Виды речевых патологий............................. 60
Вопросы и задания для обсуждения......... 65
Дополнительная литература...................... 65
Глава 5. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОЦЕССА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 66
1. Модель формирования речевого сообщения
в нейролингвистике..................................... 66
2. Нарушения мотивационной основы и
программирования речевого высказывания 68
3. Нарушения синтагматического аппарата
формирования речевого сообщения.......... 69
4. Нарушения парадигматического аппарата
формирования речевого сообщения.......... 71
5. Нарушение понимания фонематического и
лексического строя речи............................. 74
6.................................................................... Нарушение понимания логико-грамматических отношений.................... 75
7. Нарушение понимания синтагматического
строя связной речи..................................... 77
|
|
8. Нарушение понимания общего смысла (подтекста)
речевого сообщения.................................... 78
Вопросы и задания для обсуждения......... 80
Дополнительная литература...................... 82
Глава 6. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ................ 83
1.Проблема соотношения языка и мышления 83
2.Разнообразие гипотез
0.................................................................... взаимосвязи мышления и языка...................................................................... 90
3.................................................................... Внутренняя речь как инструмент мышления.......................................... 93
Вопросы и задания для обсуждения......... 96
Дополнительная литература...................... 97
Глава 7. ОБЩАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛИНГВИСТИКА. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА.
ЯЗЫКОВОЙ / РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 98
1. Основные проблемы общей и частных ПЛ.
Задачи теоретической ПЛ. Прикладная ПЛ 98
2.Различные трактовки понятия «механизм». Фундаментальные механизмы психической деятельности человека. Механизмы речевой деятельности. Понятие языкового / речевого механизма человека 103
3.Основные принципы функционирования языкового / речевого механизма человека. Различные подходы к описанию работы
языкового / речевого механизма человека....... 106
Вопросы и задания для обсуждения......... 107
Дополнительная литература..................... 108
Глава 8. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ
ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА....................... 109
1.Лексикон человека. Специфика единиц ядра лексикона человека 109
2.Звук и смысл. Фонетическое значение.
Звукоподражания и идеофоны.................. 110
3.Синестезия (со-ощущение).......................... 113
4.Соотношение фонетического значения
со значением лексическим........................ 115
Вопросы и задания для обсуждения......... 117
Дополнительная литература..................... 118
Глава 9. СЛОВО КАК ЕДИНИЦА ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА 119
1.Значение слова и возможности его описания 119
2.Различные подходы к проблеме значения слова.
Проблемы функционирования слова как единицы лексикона 1 21
Вопросы и задания для обсуждения......... 125
Дополнительная литература..................... 126
Глава 10. ТЕКСТ КАК ВЫСШАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......................... 127
1.Слово - высказывание - текст...................... 127
2.Модель производства текста....................... 128
3.Восприятие текста. Структурные опоры понимания текста 130
4.Коммуникативный аспект изучения текста. 132
Вопросы и задания для обсуждения......... 133
Дополнительная литература..................... 134
Глава 11. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................ 136
1. Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации.
Текст. Дискурс........................................... 136
2.Средства визуального воздействия на читателя / зрителя 138
3.Невербальные компоненты коммуникации 139
Вопросы и задания для обсуждения......... 144
Дополнительная литература..................... 146
Глава 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА 147
1.Предмет и задачи социальной ПЛ.............. 147
2.Основные подходы к определению языковой компетенции в современной психолингвистике..................... 148
3.Структура языковой личности.................... 150
4.Языковая картина мира............................... 152
Вопросы и задания для обсуждения......... 157
Дополнительная литература..................... 157
Глава 13. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 159
1. Языковое сознание человека и
национально-этнические особенности культуры 159
2. Интеркультурные контакты. Культурный шок.
Лингвистический шок. Аккультурация..... 162
Вопросы и задания для обсуждения........ 165
Дополнительная литература.................... 165
Глава 1 4. ПСИХОЛИНГВИСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.......... 166
1.Статусно-ролевая структура межличностного общения. Стереотипы ролевого поведения........................................ 166
2.Трансакционный анализ Э. Берна.
Успешность речевого взаимодействия...... 171
Вопросы и задания для обсуждения......... 174
Дополнительная литература..................... 175
|
|
Глава 15. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ.............................................................................. 176
1.Коммуникативный конфликт....................... 176
2.Коммуникативные стратегии разных языковых личностей 179
3.Уровни коммуникативной компетенции..... 180
4.Языковая личность и речевые жанры......... 182
Вопросы и задания для размышления...... 183
Дополнительная литература..................... 184
Глава 16. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 185
1.Понятие о гендере. Методология гендерного анализа 185
2.Проявление гендерного фактора в речевом поведении носителей
русского языка........................................... 186
Вопросы и задания для обсуждения......... 198
Дополнительная литература..................... 199
Глава 17. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСТВО 200
1. Проявление творчества в речевой деятельности 200
2. Языковая игра. Психолингвистические механизмы
построения языковых игр......................... 202
3. Влияние речевой субкультуры
на языковую личность.............................. 207
Вопросы и задания для обсуждения......... 209
Дополнительная литература..................... 210
Глава 18. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА...... 211
1.Предмет изучения возрастной ПЛ.............. 211
2.Коммуникация животных.
Сравнение языка человека и кодов животных 211
3. Вопрос о врожденном характере
языковой способности человека................ 216
4. Освоение речи ребенком.
Дословесный период речевого развития ребенка 219
Вопросы и задания для обсуждения......... 222
Дополнительная литература..................... 223
Глава 19. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 224
1. Становление фонетического строя речи ребенка 224
2.Связь звучания со смыслом. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Детское словотворчество 225
3.Овладение морфологией и синтаксисом.... 229
4.Теории формирования
языкового сознания в онтогенезе............. 232
5.................................................................. Основные закономерности речевого развития дошкольников...................... 237
Вопросы и задания для обсуждения......... 240
Дополнительная литература.................... 240
Глава 20. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА..................... 242
|
|
1. Речевое развитие ребенка
после самонаучения языку........................ 242
2. Овладение письменной речью
и становление языковой личности............. 244
3. Становление дискурсивного мышления
языковой личности школьника................. 245
4. Формирование скрытого механизма
внутренней речи в онтогенезе................... 247
Вопросы и задания для обсуждения......... 249
Дополнительная литература..................... 250
Глава 21. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РЕЧЬЮ ВЗРОСЛЫХ......................................................... 251
1. Связь познавательных и речевых возможностей
в речевой деятельности ребенка и взрослого 251
2. Экспериментальные методы изучения детской речи
в сопоставлении с речью взрослых. Речевые ошибки взрослых и детей.............................................................................. 255
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 260
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 262
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 264 265 279