Существительных

Следует помнить, что диагностика этих нарушений является лишь частью диагностики языковых (и ре­чевых) нарушений, свойственных данным категори­ям детей, поскольку другие нарушения, например лексические (скажем, незнание детьми управляющих слов), могут обусловить нарушения морфосинтаксические. В свою очередь диагностика языковых нару­шений необходимо включается в целостную всесто­роннюю диагностику (психологическую, медицинскую и другого характера). В данном случае будет рассмат­риваться только диагностика интересующих нас на­рушений.

Материал

Поскольку ошибки в употреблении падежных окон­чаний существительных в немалой мере зависят, как говорилось выше, от ряда лингвистических призна-


ков, постольку в предлагаемом материале учитыва­ются некоторые из них, что позволяет проводить сопоставительный анализ. Материалом являются 66 существительных I и II склонения, единственного числа, мужского, среднего (для II склонения) и жен­ского (для I склонения) рода, одушевленные и неоду­шевленные, без предлогов и с предлогами (см. спи­сок). В каждом падеже на многие из взятых для исследования лингвистических признаков приходит­ся по 3 (и более) слова. Это в известной мере позволя­ет избежать случайных ответов и составить достовер­ную характеристику данного аграмматизма. Чтобы снизить по возможности влияние побочных факторов на ответы детей (т. е. получить однозначную карти­ну диагностируемых нарушений), намеренно пред­лагаются падежные значения, которые первыми фор­мируются в нормальном онтогенезе речи; существи­тельные, которые обозначают знакомый детям мате­риальный мир; слова, относительно «простые» по сво­им фонетическим (артикуляторным) характеристи­кам.

Ударение во всех взятых для исследования суще­ствительных в норме всегда падает на окончание, что при восприятии и анализе ответов детей позволяет с достоверностью судить об употреблённых ими окон­чаниях (в таком положении они звучат ясно)6.

Существительные включены в контекст предложе­ний и находятся в конце их.

Предложениям соответствуют 66 картинок (см. в Приложении), которые предъявляются детям в ходе испытания.

в Разумеется, при переносе детьми ударения с окончания на основу восприятие и анализ ответов затрудняются (оконча-

ния могут звучать неясно).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: