Измерения культурного продукта: сравнительное, техническое, эмоциональное (привходящее или эфемерное). Их содержание и использование

Сравнительное измерение позволяет потребителям рассматривать продукт в определенном контексте, основываясь на различных критериях (область, жанр, стиль, история возникновения, современные формы существования и т.д.). Сравнительное измерение обеспечивает возможность сформировать относительно достоверную и объективную оценку.

Техническое измерение включает в себя технические и материальные компоненты продукта в том виде, в каком их получает потребитель. Оно включает и совокупность материальных, трудовых, интеллектуальных затрат на единицу продукции. Это может быть сам продукт (картина, скульптура), носитель (пластинка, DVD, книга), или компоненты исполнения произведения (для спектакля или шоу это будет анализ таких его составных частей как декорации, световое решение, качественный и количественный состав драматических исполнителей и оркестра, пиротехника и т.д.). Техническое измерение крайне важно, поскольку кардинально влияет на потребительские свойства и, соответственно, стоимость продукта. Этот вид измерения является, пожалуй, наиболее объективным, поскольку может базироваться на применении инструментальных методов измерения отдельных компонентов культурного продукта, производственных факторов, конкретных объемов и качества проведенных работ. Особое значение техническое измерение приобретает в индустрии культуры, где создание культурных продуктов и услуг должно осуществляться поточно-конвейерным, индустриальным методом (в той мере, насколько это позволяет специфика конечного продукта).

Привходящее (эмоциональное) измерение связано с эфемерными обстоятельствами, окружающими восприятие продукта. Произведение искусства – даже одному и тому же человеку – невозможно увидеть дважды совершенно одинаково. Восприятие потребителя – основополагающий и неизбежный компонент в оценке продукта, зависящий от множества внутренних и внешних – при этом крайне нестабильных факторов: конъюнктуры рынка на этот продукт или автора, мнения референтных групп, положительного или отрицательного отношения к тематике, стилю, манере и личности автора. В этой связи становится ясным, что привходящее (эмоциональное) измерение обладает повышенным, можно даже сказать, доминирующим значением именно в художественной культуре, где субъективизм и переменчивость (нестабильность) ценностных оценок, зависимость от лидеров общественного мнения выражены наиболее сильно.

18. Культурный продукт и его специфика.

Ориентация на удовлетворение потребностей - основополагающий принцип маркетинга. Технология их выявления представляется достаточно сложной, особенно в социально-культурной сфере, где сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с индивидуумом.

Учреждения культуры за годы реформ перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Сейчас культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и следует признать, что все более серьезным конкурентом на рынке свободного времени становятся торговые предприятия.

Известно, что многие люди (особенно женщины) рассматривают шопинг как отдых и средство психологической разгрузки. Поэтому магазины, помимо своего основного профиля, стали активно предлагать досуговые услуги. Например, торговый центр «Атриум» в Москве собрал под одной крышей не только бутики и сеть ресторанов, но и киноцентр с девятью залами, и детский клуб, где можно оставить ребенка на время похода по магазинам. То есть здесь создана разносторонняя торгово-развлекательная рекреационная зона для всей семьи. Разумеется, владельцы подобных центров преследуют не социокультурные, а исключительно прагматичные цели: предлагая «непрофильные» досуговые товары, они не только выручают дополнительные средства, но и задерживают потенциального покупателя на своих площадях.

Даже небольшие магазины все чаще используют исконно принадлежащие культуре сферы деятельности для своих целей. Например, бутик «Эрмес», расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили с Музеем архитектуры договор о подготовке сменных экспозиций на профессиональном и высокохудожественном уровне. Другой бутик - «Джеймс» на Тверской улице - оборудовал в подвале библиотеку и видеосалон.

Оба бутика представляют собой «симбиоз» магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет очевиден: задержать посетителя в своих стенах как можно дольше, создав среду благоприятного времяпрепровождения. Ну а если кому-то из гостей захочется что-нибудь купить из представленных коллекций, хозяева этому будут только рады.

В структуре же услуг, предоставляемых учреждениями культуры, заметно преобладание традиционного набора. Однако традиционный не значит устаревший.

Отрасль культуры сегодня владеет достаточным пакетом предложений для продажи. А эффективность продаж зависит от того, насколько менеджеры способны превратить культурный продукт в товар.

Культурный продукт – это услуга, в определенном формате предлагаемая потребителю. Обычно под культурным продуктом подразумевают:

• ресурсы культурно-исторического наследия (исторические, культурные, архитектурные достопримечательности);

• основные средства его представления (музеи, галереи, концертные учреждения и др.);

• результаты культурной деятельности (выставки, экспозиции, массовые мероприятия, концерты и пр.).

Не удивительно, что наиболее конкурентоспособными оказались музеи и театры. Увеличение количества их посетителей тесно связано с ориентацией этих учреждений на рынок и отношением к посетителям как «потребителям». Именно эти организации наиболее гибко реагируют на изменение вкусов и предпочтений, пополняя традиционный список новыми товарами и услугами.

К сожалению, в большинстве случаев дистанция между произведенным культурным продуктом и его покупателем остается слишком большой. Поэтому необходимо знать, что при грамотном продвижении можно сформировать культурный продукт практически с нуля и именно в том месте, где на него есть спрос.

Например, Мороз-фестиваль в Олонце. Проблемы в этом карельском городе начались после того, как была построена объездная дорога, и весь туристический поток из Центральной России в Карелию пошел мимо. Встала задача привлечения туристов в город. Отправной точкой для проектной идеи послужила легенда о карельском Морозце - Паккайне, родившемся в Олонце. Было решено в первых числах декабря проводить трехдневный фестиваль Дедов Морозов, во время которого проходят шуточные конкурсы, гуляния, ярмарки, выставки и т. д. Результат не заставил себя ждать - о фестивале узнали потенциальные посетители во всей России.

Таким образом, участие культурного продукта в рыночной конкуренции заставляет учреждения культуры расширять границы своей деятельности за счет использования новых областей знаний, методов и технологий.

Продвижение культурного продукта

Следует понимать, что учреждения культуры не смогут существенно изменить характер своих услуг. Так, театры предлагают спектакли, музеи - выставки и экспозиции, Дома культуры - концерты и дискотеки. Функционируют они в основном за счет бюджетного финансирования, соответственно цены в значительной степени регулируются государством. Место продаж тоже, как правило, оказывается жестко фиксированным: не продукт доставляется к потребителю, а потребитель к продукту. Поэтому главным маркетинговым рычагом в сфере культуры фактически становится продвижение.

Рассмотрим основные принципы продвижения культурного продукта.

Узнавание и напоминание. Этому направлению деятельности учреждения культуры незаслуженно придают меньше всего значения. Здесь опять следует напомнить, что сферу культуры опережают коммерческие структуры, делающие ставку на постоянное напоминание о своей организации и презентацию своих товаров. Они-то прекрасно понимают, что именно эти принципы являются основной движущей силой PR и рекламы.

Адресность и дифференцированость сообщения. Чем точнее сформулировано, кому предназначен продукт и, соответственно, какими способами он будет продвигаться, тем выше коэффициент полезного действия его продвижения. Практика же показывает, что на вопрос, кому адресовано то или иное предложение, учреждения культуры чаще всего отвечают: «всем» или «всей семье». Однако пример распространения информации по таким каналам, как Интернет, СМИ и т. д., показывает, что не может быть информации для всех: ни по форме, ни по содержанию, ни по месту размещения и поиска сообщений. Дети, тинейджеры, взрослые и люди пожилого возраста воспринимают информацию по-разному. Это необходимо учитывать, выстраивая стратегию продвижения культурного продукта, ибо чем точнее определен адресат, тем эффективнее окажется послание.

Интерактивность. В настоящее время учреждения культуры ищут такие формы культурной деятельности, которые позволили бы им выходить из привычных рамок и активно внедряться в повседневную бытовую среду.

Потребителей уже давно не устраивает роль пассивных зрителей, они хотят не наблюдать, а участвовать.

За рубежом функционируют учреждения, построенные на принципе интерактивности - например, музей Немо в Амстердаме, который демонстрирует естественнонаучные открытия в виде игр, опытов и головоломок. Здесь есть совсем простые развлечения, рассчитанные на детей младшего возраста, и сложные, многоходовые тесты, адресованные взрослым интеллектуалам. Все пять этажей здания представляют собой интерактивную зону, где каждый может на себе опробовать действие различных природных явлений.

Масштаб коммуникации. Добиться реального результата можно только систематичностью действий. Учреждения культуры, к сожалению, обычно ограничиваются тем, что размещают информацию на собственной доске объявлений и приглашают двух-трех журналистов. На самом же деле, необходимо выстраивать систему работы со СМИ. Нужно понимать, что если постоянно не напоминать потребителю о себе и своих предложениях, то они рано или поздно воспользуется услугами конкурентов.

19. Особенности разработки маркетингового планирования

Как в искусстве, так и в бизнесе то, что кажется правильным "на поверхности", при ближайшем рассмотрении часто оказывается заблуждением. На протяжении последних десяти с лишним лет отечественные компании, следуя западному примеру, с головой ушли в усовершенствование своей управленческой структуры. Если раньше слово "планирование" вызывало лишь молчаливое недовольство и устойчивые ассоциации с директивными планами эпохи командно-административной экономики, то сегодня планирование производства и маркетинга вошло в обиход подавляющего большинства фирм.

Планирование маркетинга не является панацеей от всех бед, подстерегающих компанию в жестокой конкурентной среде. Тем не менее оно дает гарантию того, что непредвиденные изменения внешней обстановки не застанут врасплох и процесс принятия управленческих решений не будет осложнен отсутствием важной аналитической информации.

Мнения, как известно, бывают разные, но правило "на вкус и цвет товарищей нет" может соблюдаться лишь до тех пор, пока речь идет, скажем, о двух вариантах изложения информации. Каждая компания вольна выбирать для себя тот путь, который сочтет наилучшим для себя, однако совсем другое дело - вопрос необходимости маркетингового планирования. Здесь ссылаться на мирное сожительство различных мнений попросту неразумно.

По большому счету с оправданностью усилий по построению действенной схемы маркетингового планирования согласны едва ли не все руководители. Однако бессистемность подобной работы нередко приводит к нулевому, а порой даже к отрицательному результату. Вот и выходит, что "верно, да скверно".

Дискутировать по поводу необходимости маркетингового планирования не имеет смысла: это истина, порождаемая самой сущностью современной быстро меняющейся деловой среды.

Почему так важно планировать маркетинг?

Причин тому много, и вот одна из них.

Как известно, перемены в этом мире - самое постоянное, что в нем есть. Компании, работающие на сегодняшнем рынке, привыкли к тому, что ситуация на нем не всегда предсказуема. Нестабильность внешней среды обусловливает поиск такого варианта поведения, который при прочих равных условиях позволит получить максимальный эффект при минимальных потерях. Вероятность принятия адекватного решения в условиях неопределенности невысока; причиной тому - отсутствие четко обозначенного стратегического направления деятельности компании, а также анализа и детализации всех имеющихся вариантов поведения. Иначе говоря, маркетинговое планирование (благодаря заблаговременной объективной оценке всех возможных вариантов поведения) позволяет быстро принять наилучшее решение в той или иной ситуации и внедрить его в жизнь.

Составление маркетинг-плана - своего рода фундамент, на котором строится эффективное управление. При всем многообразии факторов внешней среды, затрудняющих процесс прогнозирования, план маркетинга становится мощнейшим инструментом анализа и контроля, позволяя застраховаться от возможной нестабильности и обеспечивая долговременные конкурентные преимущества компании.

Что нужно для того, чтобы правильно построить маркетинг-план?

В условиях современной конкурентной ситуации сложно вывести четкие алгоритмы построения маркетинг-плана. Само понятие маркетинга пришло к нам с Запада, где десятилетиями практикуется планирование и его схемы давно опробованы и отлажены. Однако не все, что хорошо работает на Западе, оправдывает себя в условиях нашей экономики.

С тех пор как бизнес-план перестал выполнять исключительно функции привлечения инвестиций, постепенно превращаясь в основу корпоративного планирования и управления, однозначно определить верную его структуру стало невозможно.

Планирование маркетинга базируется не столько на анализе имеющейся информации, сколько на прогнозировании будущих ее изменений, а прогнозирование, как известно, всегда сопряжено с вероятностью погрешности. От того, насколько хорошо компания знает сегмент рынка, в котором работает, напрямую зависит жизнеспособность маркетинг-плана. Иными словами, не может быть никакой общей схемы планирования для разных компаний - в каждом отдельном случае как структура, так и последовательность работы над планом маркетинга уникальны.

Вообще говоря, структура документа, именуемого планом маркетинга, не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на эффективность планирования в целом. Важен не столько сам ПЛАН, сколько ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ, поскольку он вскрывает все сильные и слабые стороны деятельности компании и позволяет сделать выводы относительно того, какие промежуточные этапы должны быть пройдены на пути к достижению одной стратегически важной цели.

Системное планирование маркетинга изначально подразумевает прохождение всех ключевых ступеней построения плана, а их очередность предопределяется спецификой бизнеса и подходом к управлению каждой отдельно взятой компанией. Тем не менее существуют определенные правила планирования маркетинга. Эти истины, многократно подтвержденные на практике, служат отправной точкой процесса планирования.

Выше мы уже говорили о том, что прогнозирование будущих изменений осложняется нестабильностью современной бизнес-среды. В подобных условиях даже самый тщательно разработанный маркетинг-план оказывается под угрозой срыва. Для того чтобы маркетинг-план оказался жизнеспособным и приносил свои плоды, он должен быть гибким, скользящим. Работа над ним не должна сводиться к единоразовому составлению - это абсурд! План, составленный по принципу ЗАКОНА, фактически бесполезен.

Если фирма осуществляет планирование маркетинга осознанно, ей следует отбросить директивные указания и обратиться к такому планированию, которое предполагает анализ возможной "вилки" будущих событий и выработку алгоритма принятия конкретных решений, соответствующих сложившейся рыночной ситуации.

Из всего вышесказанного вытекает еще один принцип планирования маркетинга. Коль скоро оценивается все множество имеющихся вариантов поведения, ориентироваться нужно на наиболее пессимистичные. Таким образом компания как бы готовит себя к наихудшему сценарию из всех предполагаемых, строит свою работу так, чтобы застраховаться от будущих рисков и компенсировать возможные потери. Это едва ли не самое важное требование современного бизнеса к организации планирования.

Проводя параллель с особенностями человеческой психологии, отметим, что люди с пессимистическим мировоззрением менее склонны к стрессам и более стойко воспринимают любые негативные изменения внешней среды, нежели оптимисты, поскольку первые, в отличие от последних, изначально готовы к наихудшему варианту развития событий.

Общая схема маркетинг-плана

Перейдем теперь к более конкретным рассуждениям.

Мы уже говорили о том, что схемы разработки маркетингового плана различны для разных компаний. Выработка наиболее эффективной структуры плана в рамках той или иной компании - процесс длительный и трудный, поскольку истина, тем более практическая, не может родиться сразу, как Афина из головы Зевса. Однако это не означает, что нельзя определить некую всеобщую логику построения плана, "скелет", на который впоследствии будет наращиваться конкретное содержание.

Рассмотрим вкратце основные блоки схемы планирования.

Ситуационный анализ включает в себя не только полный анализ всех внутренних и внешних факторов, с которыми столкнулась или может столкнуться компания и которые задействованы в принятии решений, но и выработку самой стратегии маркетинга, то есть тех перспективных целей, которые ставит перед собой компания, и стратегической позиции, которой она намерена придерживаться в дальнейшем.

Выработка стратегии - краеугольный камень в планировании маркетинга. Каждый элемент маркетинг-плана, каждый его пункт должны служить той идее, с которой компания вышла на рынок. Стратегия маркетинга, или, как это модно теперь называть, миссия, представляет собой подход к системе ведения бизнеса, к производству и управлению, к взаимоотношениям (как внутрифирменным, так и внешним - с обществом, государством). Миссия позволяет свести в единое целое разрозненные компоненты маркетинговой деятельности компании: это очень важный элемент в структуре планирования, который, возможно, станет предметом обсуждения в одной из следующих статей.

Ситуационный анализ заключается в исчерпывающей детализации всех факторов: сильных и слабых сторон компании, возможных рисков и альтернативных возможностей. Подобный анализ базируется не только на общих принципах маркетинга как науки, но и на всей совокупности эмпирических данных и опыта, накопленного компанией. Данный блок предусматривает и так называемый SWOT-анализ (strength, weakness, opportunities, threats - сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы). Во многих случаях именно построение SWOT-матрицы позволяет определить то направление деятельности, которого компания будет придерживаться.

Анализ ситуации - важный этап процесса планирования, поскольку принятие решений должно базироваться на тщательно взвешенных и обоснованных выводах. Только в этом случае планирование будет оправдано.

Следующий блок представляет собой не что иное, как разработку собственно плана маркетинговых мероприятий. Маркетинг-план призван обеспечить четкую постановку целей функционирования всей компании или отдельного структурного подразделения, а также стратегии и тактики их достижения.

План маркетинга базируется на закономерностях, выявленных в ходе ситуационного анализа. Посредством постановки целей, определения сегментов и потребителей, на которых ориентируется компания, анализа проблем и возможностей продвигаемой торговой марки маркетинг-план устанавливает специальные цели и способы их достижения для различных составляющих маркетингового комплекса.

В маркетинг-плане должны быть изложены и проанализированы следующие моменты:

1. Общие рыночные цели (задачи удовлетворения потребностей рынка).

2. Цели в области сбыта (объемы сбыта, доля рынка, расширение сфер сбыта).

3. Общая стратегия маркетинга (политика позиционирования, дифференциации продукции с учетом соотношения "цена/качество").

4. Конкретные маркетинговые стратегии в разрезе целевых рынков по правилу четырех "Р": Product, Price, Place, Promotion (продукт, цена, место реализации, средства продвижения).

Словом, в плане маркетинга должны быть четко изложены и структурированы все элементы маркетингового комплекса, намеченные компанией для достижения своих целей.

Логическим продолжением построения плана маркетинга является разработка рекламного плана. Рекламное планирование заключается в детальном изложении трех основных пунктов:

1. Выбор целей и задач рекламной коммуникации.

2. Стратегия и тактика рекламных сообщений.

3. Выбор каналов распространения рекламных сообщений.

Для каждой конкретной торговой марки проводится ретроспективный анализ, отражающий мероприятия, которые были организованы для ее продвижения в минувшем периоде, включая динамику показателей эффективности. С учетом этого вырабатываются основные направления будущего рекламного воздействия.

Любой рекламный план должен отражать как минимум конкретные задачи рекламного воздействия (скажем, изменение качественных и количественных показателей - осведомленности, потребления, лояльности), различные варианты подачи рекламного сообщения, методику их тестирования на представителях целевой аудитории и возможность корректировки содержания рекламного сообщения в зависимости от особенностей той или иной рыночной ситуации.

После того как все основные моменты маркетингового и рекламного планов тщательно детализированы и проанализированы, принимаются решения об объеме необходимого финансирования и о возможных схемах распределения выделенных финансовых средств. Эта информация должна быть отражена в завершающем блоке комплекса планирования - схеме реализации.

Общий план действий по реализации каждого из элементов комплекса маркетинговых средств компании включает в себя следующие направления:

1. График мероприятий с учетом сроков и методов мониторинга их эффективности.

2. Бюджет маркетинга, а именно определение размера финансовых средств, необходимых для реализации плана, и схем их распределения по отдельным направлениям.

В качестве основных критериев жизнеспособности комплексного плана маркетинга можно назвать его обоснованность и гибкость. Как мы уже отмечали, само по себе написание плана еще не гарантирует успеха. Для того чтобы планирование маркетинга приносило свои плоды, этот процесс должен быть тесно интегрирован в саму систему управления компанией. План маркетинга должен жить одной жизнью с компанией, чутко реагировать на малейшие колебания рыночной конъюнктуры и тотчас подстраиваться под них. Планирование маркетинга должно стать неотъемлемой частью управления бизнесом.

Опыт "Крайслера"

Когда бразды правления корпорацией "Крайслер" перешли к Ли Якокка, компания была без пяти минут банкротом. С огромным трудом удалось получить заем у американского правительства в размере более 1 млрд долл., однако даже это не делало прогнозы на будущее более утешительными. Компании грозил неизбежный крах.

Занимавший должность руководителя проекта Ли Якокка тем не менее не терял оптимизма в сложившейся плачевной ситуации. Действия, предпринятые им в течение последующих трех лет, могут служить примером гениального ситуационного анализа и поразительного рыночного чутья.

Итак, что же произошло с "Крайслером"?

Уже через три года после получения займа корпорация не только сумела выплатить всю сумму задолженности, но и выйти на довольно высокие показатели рентабельности. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что именно благодаря маркетинговому мастерству Ли Якокка компания преодолела самый глубокий за всю историю США кризис.

Якокка сумел в условиях полнейшего упадка объективно проанализировать сложившуюся ситуацию. Он пришел к выводу, что потенциальный сегмент потребителей не заинтересован в приобретении продукции "Крайслера", поскольку проводившаяся до сих пор маркетинговая политика нисколько не учитывала их потребностей и ожиданий.

Несмотря на то что компания ежегодно тратила огромные суммы на рекламу, эффект от нее был нулевым.

Умелое манипулирование результатами ситуационного анализа позволило Ли Якокка - к слову, механику по образованию - вывести корпорацию "Крайслер" на лидирующие позиции в автомобилестроении и внести огромную лепту в становление теории и практики маркетингового планирования.

Опыт "Ксерокса"

Если феномен Ли Якокка заключался в выдающихся способностях ситуационного анализа, то заслуга руководства компании "Ксерокс" состояла в ином. Ошеломляющий успех, с которым фирма вышла на рынок копировальной техники в 1950-х гг., объясняется прежде всего удивительным талантом ее управленцев к прогнозированию рыночных возможностей.

Ситуационный анализ свидетельствовал о крайней ограниченности рынка ксерографии, что объяснялось пригодностью для копирования только специально изготовленной бумаги.

Прогноз, сделанный руководством компании "Ксерокс", предусматривал использование принципиально новых на тот момент возможностей. Потенциал для бурного и продолжительного роста компании был найден в расширении технических возможностей ксерографии, а конкретнее - в упрощении процесса копирования благодаря использованию бумаги абсолютно любого типа. Знаменитая рекламная фраза "мы дадим Вам наш аппарат во временное пользование, и вы сможете использовать любую бумагу" может служить образцом для подражания нынешним поколениям маркетологов и рекламистов.

Заключение

Несмотря на то что большинство отечественных компаний осознают необходимость маркетингового планирования, эффект от подобной деятельности во многих случаях остается незначительным. Каковы бы н были смягчающие обстоятельства, факт остается фактом: ситуация, вытекающая из формулы "и верно, да скверно", - не случайное стечение негативных внешних факторов, а результат, логично обусловленный незрелостью управленческой системы.

Негативное влияние на жизнеспособность плана маркетинга в первую очередь оказывает недостаток маркетинговой информации. Планирование, которое строится за счет ничем не подкрепленных предположений, обречено на провал. Информация, необходимая для планирования маркетинга, может быть получена по различным каналам: как из статистических отчетов и исследований, так и из совокупности эмпирических знаний и обобщения опыта прошлых лет. Системный подход к планированию маркетинга предполагает построение такой организационной структуры, которая обеспечит наиболее благоприятные условия сбора и анализа маркетинговой информации. От того, насколько грамотно поставлена работа по обеспечению информационной базы планирования, зависит его эффективность.

Как правило, крупные компании могут себе позволить содержать маркетинговые отделы, в обязанность которым вменяются составление маркетинг-планов и контроль за их исполнением. Однако не всегда создается база, необходимая для слаженной работы отдела маркетинга с другими структурными подразделениями внутри фирмы. А ведь ценная маркетинговая информация скапливается именно на уровне отдельных структурных подразделений, и в отсутствие координации их работы с деятельностью маркетинговой службы планирование лишается своего фундамента.

Чтобы достичь успеха в управлении маркетингом, необходимо оптимизировать организационную структуру компании: обеспечить слаженную работу всех подразделений и свободную циркуляцию маркетинговой информации внутри компании.

Ошибочно полагать, что маркетинг - это лишь подспорье для осуществления сбытовой и рекламной политики. По мере развития рынка и ужесточения конкуренции роль грамотного управления маркетинговой деятельностью становится едва ли не ключевым элементом всего управленческого комплекса. Это тот стержень, который пронизывает все аспекты работы фирмы - от производства до послепродажного обслуживания. Обидно, что из-за неорганизованности и стихийности работ по планированию маркетинга полученный эффект в рамках большинства отечественных компаний не оправдывает затраченных усилий и материальных средств.

И все же лед тронулся. Сегодня фактически каждая компания в той или иной мере занимается маркетинговым планированием. Необходимость процесса планирования продиктована самой сутью рыночной экономики. Игнорировать этот факт или доказывать обратное - значит обнаружить полнейшую неграмотность в вопросах управления бизнесом. Разумнее, напротив, способствовать укреплению уже довольно четко сформировавшегося убеждения.

20. Основные секторы рынка сферы культуры и их особенности

Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты Потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта.

Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки.

Сегмент рынка - это потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Данные потребители "вычисляются" как лица, имеющие, в общем, одинаковую потребность в этой продукции и характеризующиеся примерно одинаковым возрастом, полом, уровнем благосостояния и иными биосоциальными характеристиками.

Рассмотрим наиболее популярные виды сегментации рынка.

Географическая сегментация - способ деления рынка по группам Потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значения для использования продукции.

Демографическая - способ деления рынка по группам потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.

Геодемографическая - способ деления рынка по группам потребителей исходя из статистических данных о численности населения в региональном разрезе.

Психографическая сегментация - способ деления рынка по потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.

Сегментация по типу поведения - группирование Потребителей по мотивам совершения покупок, интенсивности потребления, отношения к продукции. Здесь традиционно выделяют, прежде всего, Потребителей с двумя граничными типами поведения: - суперконсерваторы люди - выступающие против любых изменений, сохраняющие приверженность своим привычкам и предпочтениям. Они могут принадлежать к разным слоям - от высокого до низкого. У них практически отсутствует творческое воображение и эстетическое восприятие. Они составляют обычно от 11 до 15%; - суперноваторы - люди склонные к риску и эксперименту. Это, как правило, высокооплачиваемая категория Потребителей, но составляющая не более 3% потенциальной ёмкости рынка.

Сегментация по виду продукции - способ деления рынка по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Данный вид является производным от сегментации по группам Потребителей, так как выделение сегментов по отдельным параметрам произведенной продукции представляет собой учёт в иной форме запросов и предпочтений Потребителей.

Сегментация по фирмам-заказчикам - способ деления рынка средств производства с учётом специфических проблем Заказчика в области закупки средств производства, а также условий оплаты, методов расчета, централизации и децентрализации поставки средств производства.

Сегментация по основным конкурентам - способ деления по производителям аналогичной продукции. В качестве критериев: вид потребностей, удовлетворяемых продукцией конкурентов и организации ими сбытовой деятельности.

Сегментация рынка как потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов Потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации сервисного обслуживания, рекламе и организации продвижения на рынок.

Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми Потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.

21. Факторы, влияющие на потребительский рынок

Насыщенность рынка предложением торговых услуг позволяет оценить, насколько возможности существующих розничных предприятий продуктивно задействованы и удовлетворяют нужды населения. Насыщенность рынка наступает тогда, когда на нем создается равновесие между спросом и предложением на определенный вид торговых услуг и когда доходность от инвестируемого капитала в розничную торговлю находится на приемлемом для предпринимателей уровне. Иными словами, насыщенность рынка– это отношение между использованными возможностями торговых предприятий на рынке и потребностью населения в их товарах и услугах. Рынок не насыщен, когда в регионе слишком мало торговых предприятий, способных удовлетворить существующий спрос. И, наоборот, рынок перенасыщен, когда в регионе избыточное количество торговых предприятий и предложение превышает спрос. Чтобы оценить возможный объем продаж в конкретном регионе или области, необходимо провести более глубокий анализ структуры спроса и предложения данного региона. Ниже представлены основные факторы спроса и предложения, информацию о которых необходимо собрать и проанализировать при выборе новых рынков сбыта.

Факторы, влияющие на спрос:

· Характеристики населения (численность, состав) • Потребительское поведение • Плотность населения • Мобильность населения • Средний размер семей • Средний возраст семей • Среднедушевой доход

Факторы, влияющие на предложение:

• Средняя торговая площадь розничного предприятия • Средняя торговая площадь розничного предприятия на одного покупателя • Темпы роста числа розничных торговых предприятий • Уровень конкуренции

Таким образом, теория насыщения рынка предполагает оценку факторов спроса и предложения, характерных для конкретного региона. К лучшим регионам относятся те, в которых на аналогичные предприятия розничной торговли приходятся наибольшие объемы спроса. Перед тем как принять решение о месторасположении торгового предприятия, необходимо определить, какой тип месторасположениянаилучшим образом подходит для товаров и услуг, которые компания предлагает на рынке. Существует три основных типа месторасположения для магазина: центральные деловые районы, торговые центры, отдельностоящие торговые предприятия. Каждый из этих типов имеет отличительные характеристики в зависимости от конкурентной структуры, возможностей парковки и других факторов, а также обладает рядом преимуществ и недостатков. Центральный деловой район (ЦДР)представляет собой «толком не спланированную» торговую территорию (часто в историческом центре города), где традиционно сконцентрировано множество торговых предприятий и пересекаются важнейшие пути общественного транспорта. Среди преимуществ ЦДР следует отметить: доступность расположения, широкий выбор и разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Недостатки ЦДР в основном заключаются в неудобствах доступа для владельцев автомобилей (планировка района, автомобильные пробки, сложности парковки), дороговизне арендной платы, высоких налоговых и тарифных ставках, повышенном уровне преступности. Торговый центр (ТЦ)– это спланированная торговая зона, находящаяся под единым контролем или владением. Как правило, имеет специальную территорию для парковки. Общая арендная площадь распределена таким образом, чтобы магазины дополняли друг друга по ассортименту предлагаемых товаров и услуг. Обычно торговый центр имеет один или несколько крупных магазинов, которые будут привлекать основную часть покупателей («якорные» арендаторы) и большое количество малых и средних предприятий розничной торговли. Часто руководители торгового центра для обеспечения сбалансированности и разнообразия товаров и услуг определяют общую площадь, которая может быть занята различными видами магазинов. Объединение большого числа магазинов под одной крышей вызывает эффект синергизма: торговый центр привлекает больше покупателей, чем те же магазины по отдельнос ти. Поэтому часто объем продаж розничного предприятия, находящегося в торговом центре, с приходом туда магазина-конкурента возрастает. Ситуация, которая на первый взгляд является парадоксальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: