Предмет политической философии

Билет 1

Традиции философского осмысления проблем политики были заложены еще в античности, развивались в трудах Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Канта, Гегеля, Милля, Маркса и других мыслителей, вплоть до блестящего созвездия имен рубежа XIX и XX в. и нынешнего столетия. Трудно назвать социального философа, в той или иной степени не затрагивавшего проблемы политики. Политика была и остается одной из основных сфер приложения философского знания.

К предмету полит. филос. существует 2 подхода: назовем их историко-политическим и концептуальным (систематизированным, проблемным).

Первый подход предполагает рассмотрение философских корней политики через сравнительное изучение взглядов политических мыслителей прошлого и настоящего. Речь идет о принципиальной схеме становления и развития магистральных политических идей в их философском осмыслении.

В рамках второго подхода существуют как минимум два направления - "широкое" и "узкое". Первый - политическая философия есть важнейшая составная часть политического анализа. Без анализа таких понятий, как "власть", "права человека", "справедливость", "свобода", "общественное благо", невозможно вообще понять реальный смысл политических конфликтов и противоречий. Например, нетрудно сказать, что некто обладает каким-то правом. Сложнее объяснить, что значит вообще обладать правами или дать аргументированную оценку того, какими именно правами должен обладать индивид. Во-вторых, политическая философия, призвана формулировать, оценивать и вводить критерии для характеристики политического и социального порядка.

Философы, придерживающиеся "широкого" подхода, к числу важнейших сюжетов политической философии относят: основания политических институтов и политического поведения, идеи государства, суверенитета, нации, гражданственности, свободы, прав и обязанностей человека, справедливости и равенства.

"Узкое" понимание предмета политической философии предполагает не просто концентрацию внимания исследователя на одной из проблем, а выдвижение ее как стержневой, если вообще не превращение в единственную тему рассматриваемой отрасли знания. Тогда вся политическая философия сводится либо к отношениям индивида и власти (Г. Алмонд), либо к государству и его институтам (И. Изензее), к справедливости (А. Браун), политическому порядку (В. Кильманзегг) и т. д.

Как представляется, наиболее удачную трактовку предмета к основных вопросов политической философии дал американский философ Алан Гевирт. По его мнению, основные вопросы данной области знания - это вопросы относительно того, что человек должен делать по отношению к обществу и правительству. Подобные вопросы могут быть поставлены на различных уровнях - от самых конкретных до предельно абстрактных. С чисто логической точки зрения ответы на более конкретные вопросы могут быть выведены из более общих вопросов, с учетом знания эмпирических фактов. Гевирт выделяет три группы коренных вопросов политической философии:

1. Общие вопросы об обществе. Почему люди вообще должны жить в обществе?

2. Общие вопросы о правлении, Почему люди вообще должны подчиняться какому-либо правительству? Почему одни люди должны обладать политической властью над другими?

3. Специфические вопросы о правлении, а) Источники и месторасположение политической власти: по каким критериям можно определить, кому именно должна принадлежать политическая власть?; б) Пределы политической власти т.д.

Очевидно, что определение характера и предмета политической философии зависит, прежде всего, от того, из какого понимания её объекта - самой политики - исходит тот или иной автор.

Нередко выделяются три основных подхода к данному феномену: директивный, функциональный и коммуникативный.

· Директивный подход - политика является конфликтом, борьбой, в, которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ.

· Функциональная платоновская трактовка - суть политики оказывается заключенной в разделении обязанностей и полномочий, при непременном их согласовании, а также в обеспечении интеграции политического сообщества. Политика понимается как умение, способность разделения функций, сохраняя их взаимодействие и целостность системы

· Аристотелевская традиция, коммуникативный подход - сферу деятельности политического человека. Соответственно, особое значение приобретают проблемы политической этики.

Как представляется, философия политики (политическая философия - так ее чаще называют на Западе) - это интегральная, ко относительно самостоятельная область социально-философского знания (социальной философии). В рамках ее изучаются наиболее общие основания политической деятельности, власти и политической морали, природы и сущности самой политики, политических ценностей и целей. Иными словами, философия политики - это система научных знаний, раскрывающих содержание, характер и формы политической деятельности, сущность власти, политического выбора и ориентаций.

Политическая философия и политическая наука (политология) различаются и с точки зрения выбора предмета исследования. Первая рассматривает главным образом антиномии (рациональное и иррациональное, равенство и неравенство, справедливость и несправедливость, и т. д.).

Необходимость философского осмысления возникает как следствие неудовлетворительного или противоречивого характера общественных взглядов на коренные вопросы политического развития Что касается политологии, то она обращена к политическому процессу, партиям и движениям, методам функционирования политических институтов и т. д. Коль скоро политика, по определению, призвана быть рациональной, иной не может быть и политическая наука. Философия же, в отличие от нее, рассматривает в рамках своего предмета и иррациональность, имманентную политической жизни. Политические философы пытаются выявлять причинно-следственные связи, их задача -отвечать не только на вопрос "что", но и на вопрос "почему".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: