Вопрос 3. Политические учения Нового времени

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий. Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности.

В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

  1. этап. Политические учения Древнего Востока.
  2. этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
  3. этап. Политические учения Средневековья.
  4. этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
  5. этап. Политические учения Нового времени.
  6. этап. Современные политические учения.

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей.

Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Имена: Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит.

Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

Персоналии: Марк Туллий Цицерон, Луций Анней Сенека, Марк Аврелий.

Характерные черты политических учений этого этапа:

  • постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
  • обособление их как относительно самостоятельной части философии;
  • анализ устройства государства, классификация его форм;
  • поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические идеи Платона:

  • государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
  • залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
  • управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
  • сословие стражей должно защищать государство;
  • землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
  • переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель, ученик и критик Платона:

  • выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
  • назвал человека политическим существом;
  • классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
  • выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

3. Политические учения Средневековья.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

Средневековье характерно следующими политическими процессами:

  • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
  • распад их на раздробленные политические образования;
  • расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

  • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
  • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
  • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
  • обоснование теологической теории политической власти.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Билет № 4

На рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма". Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Тут можно ляпнуть про Руссо.

5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени:

  • формирование либеральной политической идеологии;
  • обоснование необходимости разделения властей;
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
  • формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900). В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.

  1. Современные политические учения.

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.? Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

  • концепции глобального или международного порядка;
  • концепции общественного уровня;
  • концепции политической сферы общества и политического развития;
  • концепции важнейших подсистем политической системы общества;
  • концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

  • либеральные;
  • консервативные;
  • социал-реформистские;
  • марксистские;
  • анархистские.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: