Билет 4 формирование основоположений политической философии в Новое время

Качественные изменения, с точки зрения формирования основ политической философии, произошли с переходом от средних веков к Новому времени. Именно тогда начались грандиозные социальные, национально-государственные, политические, мировоззренческие и иные сдвиги и изменения, в совокупности составившие великую трансформацию, которая, в свою очередь, привела к зарождению и развитию капитализма. Иными словами, возникла и утвердилась новая система миропонимания, которая перевернул а все представления о человеке, обществе, государстве, об их сущности и взаимоотношениях. Ее основу составили западное христианство, ренессансная и реформационная культурные и интеллектуальные традиции. Просвещение и связанные с ними социально-филосоские и общественно-политические учения.

Социальный мир, подобно природной вселенной, изображался как некий жестко детерминированный

часовой механизм, действие которого может понять любой человек, обладающий способностью объять и проанализировать все его элементы и отношения между ними в их тотальности.

С рассматриваемой точки зрения особое значение и мело формирование и вычленение из целостного человеческого социума гражданского общества и мира политического в качестве самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, подсистем жизнедеятельности людей. Об этих феноменах в современном понимании можно говорить

лишь с момента появления личности и гражданина как самостоятельного, осознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом права и свобод, обладающего своими особыми интересами, не всегда совпадающими с интересами общества, и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия.

Правовой статус отдельного человека отделился от его социально-экономического, конфессионального, культурного статуса в обществе, человек превратился одновременно в частное лицо и гражданина. В итоге мыслители Нового времени, открыв личность, вместе с тем осознали непреложный факт вечной антиномии между личностью и обществом, личностью, обществом и государством. Они пришли к выводу, что общество состоит из автономных и способных к самореализации индивидов, а сущность истории заключается в прогрессивном освобождении от тиранических структур, унаследованных от прошлого. Такая, по сути дела революционная, трактовка, впервые получившая более или менее законченную форму в теориях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др., перевернула общепринятые представления о человеке, обществе и государстве. Было заявлено, что человек - самостоятельный и свободный индивид, способный без чьей-либо помощи извне реализовать свои

цели и интересы, он сам лучше, чем кто-либо другой, в том числе и государство, знает, что для него хорошо, а что плохо.

Основным содержанием и магистральным направлением были формирование и разработка идеи государства вообще и национального государства в частности. Своего рода духовным рубежом в этом процессе оказалась Реформация, совпавшая с началом процесса становления наций, национальной идеи и национального самосознания европейских народов и национального суверенитета.

Выступив против притязаний католической церкви на свою универсальность, первые протестанты выдвинули принцип, согласно которому каждый государь или народ вправе сам решать вопрос о форме своего вероисповедания.

Заслуга протестантизма состоит в том, что он с пособствовал разрыву традиционного для Европы слияния религии и, государства и общества. Если почти все средневековые учения ставили в центр внимания религию и церковь как высший авторитет, учения Нового времени отдают приоритет светскому началу, отвергая авторитет церкви для государства.

В сфере общественно-политической мысли эти процессы проявились, в частности, в диверсификации научных дисциплин, которая самым непосредственным образом коснулась и философии.

Политическая наука и политическая философия как раз и возникли в качестве научных дисциплин, призванных изучать мир как особую сферу жизнедеятельности людей.

Показательно, что в центре внимания мыслителей Нового времени встала проблема государства вообще и национального государства в частности. При этом трудно переоценить значение изысканий Н. Макиавелли. Одним из первых бросив вызов античной классической традиции, он в более или менее четкой форме заявил о политическом как об особой, самостоятельной сфере человеческой жизнедеятельности. Для него политика представляет собой сферу, которая сама для себя вырабатывает собственные цели, методы и средства их реализации. Поэтому ее можно оценивать, исходя из этих целей и средств, а не руководствуясь какими бы то ни были внешними критериями, в том числе и нормами веры и морали.

Вслед за Н.Макиавелли большой вклад в освобождение политики и политической мысли от католического универсализма, средневековой схоластики, теологии и церковной морали внесла целая плеяда мыслителей Нового времени. В некотором роде этапными можно считать такие труд ы, как «Левиафан» Дж. Гоббса, «Два трактата о государственном правлению» Дж. Локка, «0 духе законов» Ш.-Л. Монтескье,«Об общественном договоре» Ж. -Ж. Руссо, «Богословско-политическийтрактат» Б. Спинозы, работы французских энциклопедистов и т.д. В этих произведениях в той или иной форме поднималась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей.

Осевым элементом формировавшейся теории национального государства стала идея суверенитета. Борьба за власть, которая в тот период вылилась в династические, гражданские и религиозные войны, была тесно связана с признанием за национальным государством статуса основной формы самоорганизации того или иного сообщества людей на определенной территории. Приоритет и главная заслуга в разработке идеи государственного суверенитета принадлежит Ж. Бодену, который в своем основном труде «Шесть книг о республике»(1576 г.) обстоятельно проанал-изировал сущность государства в важнейших его аспектах. Главная суть книги состояла в обосновании тезиса о том, что о существовании государства можно говорить лишь в том случае, если оно наделено суверенитетом, под которым подразумевалась «абсолютная и постоянная власть», «высшая власть повелевать». Она едина, неделима, неограниченна и не связана с какими бы то ни было сковывающими условиями.

Для институционализации суверенного национального государства большое значение имели формальное лишение всех лиц, сословий, образований властных полномочий и их сосредоточение в руках суверенного государства, а также признание равенства политических прав всех граждан независимо от социального происхождения, вероисповедания, национальности. На подконтрольной данному государству территории не остается и не может быть какой-либо иной власти кроме как власти единого суверена. Наиболее завершенным выражением этого принцила стала монополия государства на легитимное насилие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: