Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, апсихологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные.
Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
|
|
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.
Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер.
Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;
5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.
38 Общение как коммуникативная деятельность: основные компоненты. Технологии общения.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).
Познавательная модель общения: цель, условия, формы коммуникативных процессов воздействия, психологические особенности организации коммуникативного действия.
Убеждающая модель общения: цель, условия, формы коммуникативных процессов воздействия, психологические особенности организации коммуникативного действия.
Экспрессивная модель общения: цель, условия, формы коммуникативных процессов воздействия, психологические особенности организации коммуникативного действия.