«Quadrophenia», записанный в 1973 году, когда многие думали, что Пит Тауншенд уже исчерпал все свои идеи, по своему вдохновению соответствовал первым дням жизни группы. Символом альбома стал беспокойный подросток с неустойчивой психикой, которого «ведет» то к насилию, то к депрессии. Родители, живущие в пригороде, объясняют его неадекватное поведение наследственной шизофренией, бывшей в роду и у отца, и у матери, то есть как бы двойной шизофренией (отсюда название альбома). Но суть в том, что подросток разочарован в движении модов, к которому принадлежит, и отчаянно ищет свое истинное «я». Песни, то нежные, то энергичные, отражающие, как в зеркале, капризы героя, созданы на высоком уровне (который тем более замечателен, что это двойной альбом). Когда Джимми «под кайфом», в гневе или обманут, как в «5,15», «Ве11 Воу» и «TheRealМе», треки взрываются, барабаны Муна прорываются из динамиков с проникающим в душу криком Дол-три, преследуемые горячей, жесткой гитарой Таун-шенда. Когда Джимми в плохом настроении или задумчив, как в «I'veHadEnough» и «IsItInMyHead?», вокал Долтри становится нежнее, ведущая бас-гитара Энтуистла — более лиричной, а гитара Тауншенда растворяется в мелодичности.
Здесь же не могу вновь не упомянуть о «Тоmmу»[56] — потрясающем достижении и звездном часе группы.