Предупреждающие знаки

8.1

Регулирование дорожного движения осуществляется при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками.

8.2

Дорожные знаки могут быть постоянными, временными и со сменной информацией. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой.

Дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой и могут быть постоянными, временными и со сменной информацией.

Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками.

* (Примечание: текст, выделенный красным, — новая редакция пункта 8.2 согласно изменений в Правила дорожного движения, внесенных постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

8.2.1 Дорожные знаки применяются в соответствии с этими Правилами и должны соответствовать требованиям национального стандарта.

Дорожные знаки должны размещаться таким образом, чтобы их было хорошо видно участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток. При этом дорожные знаки не должны быть закрыты полностью или частично от участников дорожного движения какими-либо препятствиями.

Дорожные знаки должны быть видны на расстоянии не менее 100 м в направлении движения и размещены не выше 6 м над уровнем проезжей части.

Дорожные знаки устанавливаются вдоль дороги на той ее стороне, которая соответствует направлению движения. Для улучшения восприятия дорожных знаков они могут быть размещены над проезжей частью. Если дорога имеет более одной полосы для движения в одном направлении, установленный вдоль дороги соответствующего направления дорожный знак дублируется на разделительной полосе, над проезжей частью или на противоположной стороне дороги (в случае, когда для движения во встречном направлении имеется не более двух полос)

Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы информация, которую они передают, могли воспринимать именно те участники движения, для которых она предназначена. *

* (Примечание: пункт 8.2.1 добавлен согласно изменений к Правилам дорожного движения, внесенных постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

8.3

Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета * и являются обязательными для выполнения.

* (Примечание: текст, выделенный красным, удален из Правил дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета.

Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

8.4

Дорожные знаки делятся на группы:

a) предупреждающие знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;
б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
в) запрещающие знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;
г) предписывающие знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части или отдельных ее участках, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
ґ) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила;
д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания;
е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.

8.5

Дорожная разметка делится на горизонтальную и вертикальную и используется отдельно или вместе с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.

8.5.1 Дорожная разметка применяется в соответствии с настоящими Правилами и должна соответствовать требованиям национального стандарта.

Дорожная разметка должна быть видимой участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток на расстоянии, обеспечивающем безопасность движения. На участках дорог, на которых есть трудности для видимости участниками дорожного движения дорожной разметки (снег, грязь и т. п.) или дорожная разметка не может быть восстановленной, устанавливаются соответствующие по содержанию дорожные знаки. *

* (Примечание: текст, выделенный красным, — дополнение к п.8.5.1 на основании изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжей части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской либо иными материалами соответствующего цвета согласно пункта 34.1 настоящих Правил.

8.5.2 Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначена для зрительного ориентирования.

8.6. Дорожное оснащение применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения.

К нему относится:

а) ограждение и световое сигнальное оснащение в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;

б) предупредительные световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных полосах или островках безопасности;

в) направляющие столбики, которые предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости. Сказываются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы светоотражателями: по правую сторону — красного цвета, по левую сторону — белого;

г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств, которые проезжают перекрестки или другое опасное место с недостаточной обзорностью;

гг) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;

д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах.

8.7. Светофоры (дополнение 3) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и лунно-белого цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелок), с силуэтом пешехода, X-подобные.

8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета — сверху, зеленого — снизу, а с горизонтальным: красного — по левую сторону, зеленого — по правую сторону.

8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне сигнала зеленого цвета.

8.7.3. Сигналы светофора имеют такие значения:

а) зеленый разрешает движение;

б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанном направлении (направлениях). Такое же самое значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.

Сигнал в виде стрелки, которая разрешает поворот по левую сторону, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, которые двигаются с других направлений;

в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что в скором времени будет включен сигнал, который запрещает движение.
Для информирования водителей о времени (в секундах), которое осталось до конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;

г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает другие разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;

гг) желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов;

д) желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала разрешают движение и информируют о наличии опасного нерегулированного перекрестка или пешеходного перехода;

е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений;

Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, позволяет движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой (левой) полосы движения при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам;

Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, которые двигаются с других направлений на сигнал светофора, который разрешает движение; *

* (Примечание: текст, выделенный красным,— новая редакция параграфа третьего пункта 8.7.3 «е», согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

ё) объединение красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о следующем включении зеленого сигнала;

ж) черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;

з) отключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направления, указанном ее стрелкой (стрелками).

8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-подобным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз . Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо , включение которой запрещает движение по полосе, обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой 1.9 (см. дополнение 2), и информирует об изменении сигнала реверсивного светофора и необходимость перестраивания на полосу движения по правую сторону.

При отключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

8.7.5. Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четверыми сигналами лунно-белого цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Движение разрешается лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение по левую сторону, средний — прямо, правый — по правую сторону. Если включены лишь три верхние сигнала — движение запрещено.

В случае отключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.

8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним лунно-белым и двумя красными, которые имеют такие значения:

а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

б) мигающий лунно-белый сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

На железнодорожных переездах одновременно с запретным сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения о запрете движения через переезд.

8.7.7. Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает.

Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, который разрешает движение пешеходов.

8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика является положение его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, которые имеют такие значения:

а) руки вытянутые в стороны, опущенные или правая рука согнута перед грудью:

с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам — прямо и по правую сторону; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика;

со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;

б) правая рука вытянута вперед:

с левой стороны — разрешено движение трамвая по левую сторону, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;

со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только по правую сторону;

с правой стороны и спины — движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;

в) рука поднятая вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено по всем направлениям.

Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и воинской инспекции безопасности дорожного движения.
Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, представленный свистком.
Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным световозвращателем, которые имеют следующее значение:

а) руки вытянуты в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью:
· с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам — прямо и направо; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика; · со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
б) правая рука вытянута вперед:
· с левой стороны — разрешено движение трамваю налево, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; · со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
· с правой стороны и со стороны спины — движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиною регулировщика;
  · рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения.

Для привлечения внимания учасников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком.

Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

8.9. Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:

а) жезлом или рукой, которая указывает на это транспортное средство;

б) с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;

в) с помощью громкоговорящего устройства (громкоговорителя);

г) с помощью специального табло, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства.

Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки.

8.10. В случае представления светофором (кроме реверсивного ) или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия) (см. дополнение 2), дорожным знаком 5.62 «Место остановки» (см. дополнение 1), если их нет — не ближе 10 м до ближайшего рельса перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех других случаях — перед перекрестка проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов.

8.11. Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), располагать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения или могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлекать их внимание и ставить под угрозу безопасность дорожного движения.

9. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

9.1. Предупредительными сигналами являются:
а) сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой;
б) звуковые сигналы;
в) переключение света фар;
г) включение ближнего света фар в светлое время суток;
гг) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, распознавательного знака автопоезда;
д) включение проблескового маяка оранжевого цвета.

9.2. Водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления:
а) перед началом движения и остановкой;
б) перед перестраиванием, поворотом или разворотом.

9.3. В случае отсутствия или неисправности световых указателей поворота сигналы начала движения от правого края проезжей части, остановки слева, поворота по левую сторону, разворота или перестраивания на полосу движения по левую сторону подаются левой рукой, вытянутой вбок, или правой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх.
Сигналы начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота по правую сторону, перестраивание на полосу движения по правую сторону подаются правой рукой, вытянутой вбок, или левой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх.
В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения такой сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

9.4. Подавать сигнал указателями поворота или рукой необходимо раньше времени начала маневра (с учетом скорости движения), но не менее чем за 50-100 м в населенных пунктах и за 150-200 м вне их, и прекращать немедленно после его окончания (подачу сигнала рукой следует закончить непосредственно перед началом выполнения маневра). Сигнал запрещается подавать, если он может быть не понят для других участников движения.
Подавание предупредительного сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от употребления предупредительных мер.

9.5. Подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное проишествие.

9.6. Для привлечения внимания водителя транспортного средства, которое обгоняется, можно применять переключения света фар, а вне населенных пунктов — и звуковой сигнал.

9.7. Запрещается пользоваться дальним светом фар как предупредительным сигналом в условиях, если это может привести к ослеплению других водителей, в том числе через зеркало заднего вида.

9.8 Во время движения механических транспортных средств в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

a) в колонне;
б) на маршрутных транспортных средствах, которые двигаются по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8 , навстречу общему потоку транспортных средств;
в) на автобусах (микроавтобусах), которые осуществляют перевозку организованных групп детей;
г) на тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов;
ґ) на буксирующем транспортном средстве;
д) в тоннелях.

С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства ближний свет фар. *

* (Примечание: абзац, выделенный красным, добавлен согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.

9.9. Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
а) в случае вынужденной остановки на дороге;
б) в случае ослепления водителя светом фар;
в) на механическом транспортном средстве, которое двигается с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено этими Правилами;
г) на механическом транспортном средстве, которое буксируется;
гг) на механическом транспортном средстве, обозначенном распознавательным знаком «Дети» , что перевозит организованную группу детей, во время их посадки или висадки;
д) на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;
е) в случае совершения дорожно-транспортного проишествия.

9.10. Вместе с включением аварийной световой сигнализации следует установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, но не ближе 20 м к транспортному средству в населенных пунктах и 40 м вне их, в случае:
а) совершения дорожно-транспортного проишествия;
б) вынужденной остановки в местах с ограниченной обзорностью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

9.11. Если транспортное средство не оборудовано аварийной световой сигнализацией или она неисправна, надо установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь:
а) сзади на транспортном средстве, указанном в пункте 9.9 («в», «г», «гг») этих Правил;
б) со стороны худшей видимости для других участников дорожного движения в случае, указанному в подпункте «бы» пункта 9.10 этих Правил.

9.12. Мигающий красный свет, излучаемый фонарем, который применяется соответственно требованиям пунктов 9.10 и 9.11 этих Правил, должен быть хорошо виден как днем при солнечной погоде, так и в условиях недостаточной видимости.

10. НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

10.1. Перед началом движения, перестраиванием и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.

10.2. Выезжая на дорогу из жилой зоны, дворов, мест стоянки, автозаправочных станций и других близлежащих территорий, водитель должен перед проезжей частью или тротуаром дать дорогу пешеходам и транспортным средствам, которые двигаются по ней, а съезжая с дороги — велосипедистам и пешеходам, направление движения которых он пересекает.

10.3. В случае перестраивания водитель должен дать дорогу транспортным средствам, которые двигаются в попутном направлении по той полосе, на которую он намеревается перестроиться.
За одновременного перестраивания транспортных средств, которые двигаются в одном направлении, водитель, который находится по левую сторону, должен дать дорогу транспортному средству, которое находится по правую сторону.

10.4. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, когда осуществляется поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проезжей части, дорожными знаками или разметкой.

Перед поворотом направо и налево, в том числе в направлении главной дороги, или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, когда совершается поворот в случае въезда на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проезжей части, дорожными знаками или разметкой. *

* (Примечание: текст, выделенный красным,—новая редакция первого абзаца пункта 10.4 согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

Водитель, выполняющий поворот налево или разворот вне перекрестка из соответствующего крайнего положения на проезжей части данного направления, должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, а при выполнении этих маневров не из крайнего левого положения на проезжей части — и попутным транспортным средствам.Водитель, выполняющий поворот налево, должен уступить дорогу попутным транспортным средствам, движущимся впереди него и выполняющим разворот. *

* (Примечание: текст, выделенный красным,—дополнение ко второму абзацу пункта 10.4 согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

При наличии трамвайной колеи посередине проезжей части водитель нерельсового транспортного средства, выполняющий поворот налево или разворот вне перекрестка, должен уступить дорогу трамваю.

10.5. Поворот необходимо выполнять так, чтобы при выезде с перекрестка проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения, а в случае поворота в правую сторону следует двигаться ближе к правому краю проезжей части, кроме случая выезда из перекрестка, где организованно круговое движение, где направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или где движение возможно только в одном направлении.

10.6. Если транспортное средство из-за своих габаритов или других причин не может выполнить поворот или разворот из соответствующего крайнего положения, разрешается отступить от требований пункта 10.4 этих Правил, если это не противоречит требованиям запретных или приказных дорожных знаков, дорожной разметки и не создаст опасности или препятствий другим участникам движения. В случае необходимости, для обеспечения безопасности дорожного движения, следует обратиться за помощью к другим лицам.

10.7. Разворот запрещается:
а) на железнодорожных переездах;
б) на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
в) в туннелях;
г) при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
гг) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обоих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке;
д) на автомагистралях, а также на дорогах для автомобилей, за исключением перекрестков и мест, обозначенных дорожными знаками 5.26 или 5.27 (см. дополнение 1).

10.8. Если в месте съезда с дороги есть полоса торможения, водитель, который намеревается возвратиться на другую дорогу, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
Если в месте въезда на дорогу есть полоса разгона, водитель может двигаться по ней и вливаться в транспортный поток, давая дорогу транспортным средствам, которые движутся по этой дороге.

10.9. Во время движения транспортного средства задним ходом водитель не должен создавать опасности или препятствий другим участникам движения. Для обеспечения безопасности движения он в случае необходимости должен обратиться за помощью к другим лицам.

10.10. Запрещается движение транспортных средств задним ходом на автомагистралях, дорогах для автомобилей, железнодорожных переездах, пешеходных

переходах, перекрестках, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях, на въездах и выездах из них, а также на участках дорог с ограниченным обзором или недостаточной видимостью.
Разрешается движение задним ходом на дорогах с односторонним движением при условии соблюдения требований пункта 10.9 этих Правил и невозможности подъехать к объекту иным образом.

10.11. В случае, если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена этими Правилами, дать дорогу должен водитель, к чьему транспортному средству приближаются с правой стороны.

11. РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ДОРОГЕ

11.1. Количество полос на проезжей части для движения нерельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16 , 5.17.1 , 5.17.2 (см. дополнение 1), а из-за их отсутствия — самыми водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.

11.2. Нерельсовые транспортные средства должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

На дорогах, имеющих две и более полосы для движения в одном направлении, нерельсовые транспортные средства должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, когда выполняется опережение, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом. *

* (Примечание: текст, выделенный красным, — новая редакция пункта 11.2 согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

11.3. На дорогах с двусторонним движением, которые имеют по одной полосе для движения в каждом направлении, из-за отсутствия сплошной линии дорожной разметки или соответствующих дорожных знаков выезд на полосу встречного движения возможен только для обгона и объезда препятствия или остановки или стоянки возле левого края проезжей части в населенных пунктах в разрешенных случаях, при этом водители встречного направления имеют преимущество.

11.4. На дорогах с двусторонним движением, которые имеют по меньшей мере две полосы для движения в одном направлении, запрещается выезжать на предназначенную для встречного движения сторону дороги.

11.5. На дорогах, которые имеют две и больше полосы для движения в одном направлении, выезд на крайнюю левую полосу для движения в этом же направления разрешается, если правые заняты, а также для поворота в левую сторону, разворота или для остановки или стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в населенных пунктах, если это не противоречит правилам остановки (стоянки).

11.6. На дорогах, которые имеют три и больше полосы для движения в одном направлении, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т, тракторам, самоходным машинам и механизмам разрешается выезжать на крайнюю левую полосу лишь для поворота в левую сторону и разворота, а в населенных пунктах на дорогах с односторонним движением, кроме этого, — для остановки слева, в разрешенных случаях, с целью загрузки или разгрузки.

11.7. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по технической причине не могут развивать такую скорость, должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, если выполняется обгон, объезд или перестраивание перед поворотом в левую сторону или разворотом.

11.8. По трамвайной колее попутного направления, расположенной на одном уровне с проезжей частью для нерельсовых транспортных средств, разрешается движение при условии, что это не запрещено дорожными знаками или дорожной разметкой, а также во время опережения, объезда, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения объезда, без выезда на трамвайную колею.
На перекрестке разрешается выезжать на трамвайную колею попутного направления в тех же случаях, но при условии отсутствия перед перекрестком дорожных знаков 5.165.19 (см. дополнение 1).
Поворот по левую сторону или разворот должны выполняться с трамвайной колеи попутного направления, расположенной на одном равные с проезжей частью для нерельсовых транспортных средств, если другой порядок движения не предусмотрен дорожными знаками 5.16 , 5.18 (см. дополнение 1) или разметкой 1.18 (см. дополнение 2).
Во всех случаях не должно создаваться препятствий для движения трамвая.

11.9. Запрещается выезжать на трамвайную колею встречного направления, отделенные от проезжей части трамвайные колеи и разделительную полосу.

11.10. На дорогах, проезжая часть которых разделена на полосы движения линиями дорожной разметки, запрещается двигаться, занимая одновременно две полосы. Наезжать на прерывестые линии разметки разрешается лишь во время перестраивания.

11.11. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для объезда препятствия, поворота, разворота или остановки.

11.12. Водитель, который осуществляет поворот на дорогу, что имеет полосу для реверсивного движения, может перестраиваться на нее только после проезда реверсивного светофора с сигналом, который разрешает движение, и если это не противоречит пунктам 11.2, 11.5 и 11.6 этих Правил.

11.13. Запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, кроме случаев, когда они применяются для выполнения работ или обслуживания торговых и других предприятий, расположенных непосредственно возле этих тротуаров или дорожек, из-за отсутствия других подъездов и при условии выполнения требований пунктов 26.1-26.3 этих Правил.

11.14. Движение по проезжей части на велосипедах, мопедах, гужевых телегах (санях) и всадникам разрешается только в один ряд по правой крайней полосе по возможности правее, за исключением случаев, если выполняется объезд. Поворот по левую сторону и разворот разрешается на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и без трамвайной колеи посредине. Разрешается движение по обочине, если это не создаст препятствий пешеходам.

12. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

12.1. Во время выбора в установленных границах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности груза, который перевозится, и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им.

12.2. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна быть такой, чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в границах видимости дороги.

12.3. В случае возникновения опасности для движения или препятствия, какое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.

12.4. В населенных пунктах движение транспортных средств разрешается с скоростью не более 60 км/ч.

12.5. В жилых и пешеходных зонах скорость движения не должна превышать 20 км/ч.

12.6. Вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, которые проходят через населенные пункты, обозначенные знаком 5.47 , разрешается движение со скоростью:
а) легковым автомобилям с прицепом и мотоциклам — не более 80 км/ч;
б) транспортным средствам, которыми управляют водители со стажем до 2 лет, — не более 70 км/ч;
в) грузовым автомобилям, которые перевозят людей в кузове, — не более 60 км/ч;
г) автобусам (за исключением микроавтобусов) — не более 90 км/ч;
гг) другим транспортным средствам: на автомагистралях — не более 130 км/ч, на дорогах для автомобилей — не более 110 км/ч, на других дорогах — не более 90 км/ч.

12.7. Во время буксировки скорость не должна превышать 50 км/ч.

12.8. На участках дорог в населенных пунктах, где дорожные условия гарантируют безопасность движения при более высокой скорости, по решению владельцев дорог или органов, которым передано право на их содержание, согласованным с Госавтоинспекцией, разрешенная скорость движения может быть увеличена с установлением дорожных знаков 3.29 , 3.31 (см. дополнение 1). В этом случае водителям транспортных средств запрещается превышение скорости, указанной в пунктах 12.6 («а»-»г») и 12.7 этих Правил.

12.9. Водителю запрещается:
а) превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства;
б) превышать максимальную скорость, указанную в пунктах 12.4-12.7, на участке дороги, где установлены дорожные знаки 3.29 , 3.31 (см. дополнение 1), или на транспортном средстве, на котором установлен опознавательный знак соответственно подпункта «и» пункта 30.3 этих Правил;
в) препятствовать другим транспортным средствам, двигаясь без надобности с очень маленькой скоростью;
г) резко тормозить (кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное проишествие).

13. ДИСТАНЦИЯ, ИНТЕРВАЛ, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД

13.1. Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей груза, который перевозится, и состояния транспортного средства должен придерживать безопасной дистанции и безопасного интервала.

13.2. На дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не превышает 40 км/ч, должны придерживать такой дистанции, чтобы транспортные средства, которые выполняют обгон, имели возможность беспрепятственно возвратиться на ранее занимаемую полосу движения.
Это требование не действует, если водитель тихоходного транспортного средства подает предупредительные сигналы о выполнении обгона или объезда.

13.3. Во время обгона, опережение, объезда препятствия или встречного разъезда необходимо придерживать безопасного интервала, чтобы не создавать опасности для дорожного движения.

13.4. Если встречный разъезд затруднен, водитель, на полосе движения которого есть препятствие, или габаритное транспортное средство, которым он руководит, мешают встречному движению, должен дать дорогу. На участках дорог, обозначенных знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск» , при наличии препятствия дать дорогу должен водитель транспортного средства, которое движется на спуске.

14. ОБГОН

14.1. Осуществлять обгон нерельсовых транспортных средств разрешается только слева.

* (Примечание: пункт 14.1 удален из Правил дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

14.2. Перед началом обгона водитель должен убедиться в том, что:
а) ни один из водителей транспортных средств, которые двигаются за ним и которым может быть создано препятствие, не начал обгона;
б) водитель транспортного средства, которое двигается впереди по той самой полосе, не подал сигнала о намерении поворота (перестраивание) в левую сторону;
в) полоса встречного движения, на которую он будет выезжать, свободна от транспортных средств на достаточное для обгона расстояния;
г) после обгона сможет, не создавая препятствия транспортному средству, которое он обгоняет, возвратиться на занимаемую полосу.

14.3. Водителю транспортного средства, которое обгоняют, запрещается препятствовать обгону путем повышения скорости движения или другими действиями.

14.4. Если на дороге за пределами населенного пункта дорожная обстановка не разрешает сделать обгон тихоходного или крупногабаритного транспортного средства, его водитель должен двигаться по возможности правее, а в случае необходимости — остановиться на обочине и пропустить транспортные средства, которые двигаются за ним.

14.5. Водитель транспортного средства, которое выполняет обгон, может остаться на полосе встречного движения, если по возвращении на раньше занимаемую полосу ему придется снова начать обгон, при условии, что он не создаст опасности встречным транспортным средствам, а также не будет препятствовать транспортным средствам, которые двигаются за ним с более высокой скоростью.

14.6. Обгон запрещен:
а) на перекрестке, кроме случаев, если обгоняются двухколесные транспортные средства без бокового прицепа;
б) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
в) ближе чем за 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 г — вне населенного пункта;
г) в конце подъема, на мостах, эстакадах, путепроводах, крутых поворотах и других участках дорог с ограниченным обзором или в условиях недостаточной видимости;
гг) транспортного средства, которое осуществляет обгон или объезд;
д) в туннелях;
е) на дорогах, которые имеют две и больше полосы для движения в одном направлении;
ее) колоны транспортных средств, позади которой двигается транспортное средство с включенным проблесковым маяком (кроме оранжевого).

15. ОСТАНОВКА И СТОЯНКА

15.1. Остановка и стоянка транспортных средств на дороге должны осуществляться в специально отведенных местах или на обочине.

15.2. Из-за отсутствия специально отведенных мест или обочины или если остановка или стоянка там невозможны, они разрешаются возле правого края проезжей части (по возможности правее, чтобы не препятствовать другим участникам дорожного движения).

15.3. В населенных пунктах остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на левой стороне дороги, которая имеет по одной полосе для движения в каждом направлении (без трамвайных колей посредине) и не разделена разметкой 1.1, а также на левой стороне дороги с односторонним движением.
Если дорога имеет бульвар или разделительную полосу, остановка и стоянка транспортных средств возле них запрещаются.

15.4. Транспортные средства не разрешается ставить на проезжей части в два и более ряда. Велосипеды, мопеды и мотоциклы без бокового прицепа разрешается ставить на проезжей части не более чем в два ряда.

15.5. Ставить транспортные средства под углом к краю проезжей части разрешается в местах, где это не будет препятствовать движению других транспортных средств.
Возле тротуаров или других мест с пешеходным движением ставить транспортные средства под углом разрешается только передней частью, а на подъемах — только задней частью.

15.6. Стоянка всех транспортных средств в местах, обозначенных дорожными знаками 5.38 , 5.39 , установленными с табличкой 7.6.1 , разрешается на проезжей части вдоль тротуара, а установленными с одной из табличек 7.6.2 — 7.6.5 (см. дополнение 1) — легковых автомобилей и мотоциклов только так, как показано на табличке.

15.7. На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы не создавать препятствий другим участникам дорожного движения и исключить возможность для самопроизвольного движения этих средств.
На таких участках допускается ставить транспортное средство вдоль края проезжей части, разместив управляемые колеса таким образом, чтобы исключалась возможность самопроизвольного движения транспортного средства.

15.8. На трамвайной колее попутного направления, расположенной с левой стороны на одном уровне с проезжей частью для движения нерельсовых транспортных средств, разрешается остановка только для выполнения требований этих Правил, а на расположенных возле правого края проезжей части — только для посадки (высадки) пассажиров или выполнения требований этих Правил.
В этих случаях не должно создаваться препятствий для движения трамваев.

15.9. Остановка запрещается:
а) на железнодорожных переездах;
б) на трамвайных колеях (кроме случаев, обусловленных пунктом 15.8 этих Правил);
в) на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в туннелях;
г) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обоих сторон, кроме случаев предоставления преимущества в движении;
гг) на перекрестках и более ближе 10 м от края перекрестка проезжей части из-за отсутствия на них пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-подобных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса;
д) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее 3 м;
е) ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет — ближе 30 г от дорожного знака такой остановки с обоих сторон;
ее) ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, где это создаст препятствия технологическим транспортным средствам, которые работают;
ж) в местах, где будет невозможен встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось;
з) в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки;
и) ближе 10 м от выездов из близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда.

15.10. Стоянка запрещается:
а) в местах, где запрещена остановка;
б) на тротуарах (кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками, установленными с табличками);
в) на тротуарах, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, которые могут быть поставлены на краю тротуаров, где для движения пешеходов остается по меньшей мере 2 м;
г) ближе 50 м от железнодорожных переездов;
гг) вне населенных пунктов в зоне опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги с видимостью или обзорностью менее 100 м хотя бы в одном направлении движения;
д) в местах, где транспортное средство, которое стоит, сделает невозможным движение других транспортных средств или создаст препятствие для движения пешеходов.

є) на газонах.

* (Примечание: подпункт «є» добавлен согласно изменений, внесенных в Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

15.11. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости стоянка вне населенных пунктов разрешается только на площадках для стоянки или за пределами дороги.

15.12. Водитель не должен оставлять транспортное средство, не выполнив всех мероприятий, чтобы не допустить его самовольного движения, проникновение в него и (или) незаконного овладения им.

15.13. Запрещается открывать дверь транспортного средства, оставлять их открытыми и выходить из транспортного средства, если это угрожает безопасности и создает препятствия другим участникам дорожного движения.

15.14. В случае вынужденной остановки в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все меры, чтобы убрать транспортное средство, а из-за невозможности это сделать — действовать в соответствии с требованиями пунктов 9.9-9.11 этих Правил.

15.15

На проезжей части запрещается установка предметов, препятствующих проезду или парковке транспортных средств, за исключением случаев:

· оформления дорожно-транспортного происшествия;

· выполнения дорожных работ или работ, связанных с занятием проезжей части;

· ограничения или запрещения движения транспортных средств и пешеходов в случаях, предусмотренных законодательством.

* (Примечание: пункт 15.15 добавлен согласно изменений,внесенныхв Правила дорожного движения постановлением КМ № 111 от 11.02.2013, которое вступает в действие 15.04.2013)

16. ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ

16.1. Перекресток, где очередность проезда

определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемой. На таком перекрестке знаки приоритета бездействуют.
В случае отключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

16.2. На регулируемых и нерегулируемых перекрестках водитель, поворячивая в правую сторону или в левую сторону, должен дать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, которые двигаются прямо в попутном направлении.

16.3. В случае необходимости предоставление преимущества в движении транспортным средствам, которые двигаются по перекрестку дороге, водитель должен остановить транспортное средство перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линией) или 1.13, светофором так, чтобы видеть его сигналы, а если они отсутствуют — перед краем перекрестка проезжей части, не создавая препятствий для движения пешеходов.

16.4. Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, который разрешает движение, если образовался затор, который заставит водителя остановиться на перекрестке, который создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.
Регулируемые перекрестки

16.5. В случае представления сигнала регулировщиком или включение сигнала светофора, который разрешает движение, водитель обязан дать дорогу транспортным средствам, которые завершают движение через перекресток, а также пешеходам, которые заканчивают переход.

16.6. Возвращая в левую сторону или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязаны дать дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, которые двигаются в встречном направлении прямо или возвращают в правую сторону.
Этим правилом должны руководствоваться между собою и водители трамваев.

16.7. Если сигнал регулировщика или зеленый сигнал светофора разрешают одновременно движение трамвая и нерельсовых транспортных средств, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения.

16.8. Водитель, который выехал на перекресток проезжих частей в соответствии с сигналом светофора, который разрешает движение, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде. Тем не менее, если на перекрестках перед светофорами на пути движения водителя есть дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) (см. дополнение 2) или дорожный знак 5.62 (см. дополнение 1), он должен руководствоваться сигналами каждого светофора.

16.9. Во время движения в направления стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель может дать дорогу транспортным средствам, которые двигаются с других направлений.

16.10. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, который находится на полосе, с которой делается поворот, должен продолжать движение в направления, которое указывает стрелка, включенная в дополнительной секции, если его остановка на запретный сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, которые двигаются за ним по той же самой полосе.
Нерегулируемые перекрестки

16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, которое двигается по второстепенной дороге, должен дать дорогу транспортным средствам, которые приближаются к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязаны дать дорогу транспортным средствам, которые приближаются с правой стороны.
Этим правилом должны руководствоваться между собою и водители трамваев.
На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, которые приближаются к нему по равнозначной дороге.

16.13. Перед поворотом в левую сторону и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязанный дать дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, которые двигаются по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или в правую сторону.
Этим правилом должны руководствоваться между собою и водители трамваев.

16.14. Если главная дорогая на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, которые двигаются по ней, должны руководствоваться между собою правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этим правилом должны руководствоваться между собою и водители, которые двигаются по второстепенным дорогам.

16.15. Если невозможно определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаки приоритета отсутствуют, водитель должен считать, что находится на второстепенной дороге.

17. ПРЕИМУЩЕСТВА МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

17.1. На дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной дорожным знаком 5.8 или 5.11 , з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: