Методика исследования экспрессивной речи (по А.Р.Лурия)

+ исслед-е отраж (повт-ной) речи:

- повт-е отдельн слов

- простых по своему звук составу и хор упроч в прош опыте (дом, стол)

-v > слож и (лампа, Солнце)

oto > слож и < привыч (щеколда, лодыжка, заусеница) ~ отлич-ся 1м фонематич признаком (забор, собор) ~ слож по звук строению и незнак (стрептомицин) (хар-ка сост-я слож речедвиг-ных дифф-ок)_

- немедл повт-е

- пауза (3-5-10 с): м ост незаполн или заполн побоч разговором (сенсибилизир-ная проба)

- повт-е серии слов:

~ предъяв-ся нарастающ серии, сост из 2, 3, 4, 5 прост слов или цифр; слова д б просты по своему звук составу и не связ м-у собой по смыслу; д предъяв-ся одинак голосом с интервалами в 1-2 с м-у отдельн словами; испыт-й д повт или сразу, или ч-з 5-10 с

осложн опыт: пауза м б заполн посторонним разговором ~ эт ряд д б предъяв в др поряде

~ спец вариант: измен-е темпа подачи отдельн слов ~ те же эл-ты м б предъяв зрит-но

-повт-е фр или гры фр:

~ предлаг повт-ть короткую или длинн фру -> серию из 3-х коротких; м изменять поряд + исслед-е номинативн ф-и речи:

- предъяв-ся предметы или их изобр-я, кот чел д назвать

*сенсибилизар-ные пробы:

~ предлаг-ся изобр-я так предметов, назв-я кот не слишк упроч (ступка, этажерка, ключица) ~ предлаг-ся назвать 2-3 сразу предъяв предмета

- назв-е предмета по его опис-ю (Как наз-ся предмет, кот-м рассчёс волосы?)

- проба с нахожд-ем общ (кат-ных) назв-й: показ ряд предметов и предлаг назв их общ словом

*приёмы, облегч-е нахожд-е нуж слова:

~ подсказка: послед-ное предъяв-е 1 или неск нач звуков слова

~ введ-е искомого слова в смысловой контекст (Я расчёс ею волосы)

-изуч-е словесн различий м-у номинативн и предикативн ф-мами речи: предлаг-ся перечислять в теч-е мин назв-я предметов и действий

+ исслед-е повествоват-ной речи:

- предлагся перечислить привыч ряд чисел, дней нед, мес ит д

- те же ряды в обрати поряде

- анализ диалогич речи: предлаг-ся ряд вопров: часть заключ в своём составе ответ и допуск простую ф-му ответа (Вы обедали?); др треб для ответа замык-е нов связей (Где вы Ате?)

- исслед-е предикативн ф-ии речи: предлаг простую картину, сюжет кот он д рассказать или чит коротк расск; исслед-ль м исп-ть контрольн вопры, расчлен сюжет на отдельн детали

- исслед-е см продуктивн повествоват речи: предлаг-ся расск сюжет знакомого произв-я или устн сочин-е на задан тему

- исслед-е того, в какой л чел м оперир-ть слож сис-мами грамматич высказ-й:

~ проба Эббингауза: даётся напис предлож-е, прерванное на опред этапе или заключ пропущ звено, и предлаг заполнить недостающ часть: м прерыв-ся в так месте, что его оконч-е не представ труд-тей (Зимой быв оч...); в др случ - треб анализа всей фры и сопост-я ост-ся в ней эл-тов (с пропуском вещественн слов: Осенн ветер выл как дикий...), служеб слов (смлёт упал... мотор б цел).

* м предлаг на выбор неск-ко слов:

~ даётся 3 изолир-ных слова, из кот нужн сост цел фру, дополн её соотв словами; или гот фра, слова в кот расп в беспоряде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: