Раздел II. История отечественной литературы XVIII века

Тема 7. Литература петровского времени

Литература переходного периода петровского времени. Соотношение традиции и новаторства. Смена религиозно-символического метода прагматическим. Трансформация средневековой жанровой системы. Развитие категории вымысла. Новая концепция человека. Разрушение идеи письменного двуязычия. Публицистический характер литературы, становление русской журналистики. Появление профессионального стихотворства и драматургии: вторичность театра и лирики на раннем этапе.

«Гистория о Российском матросе Василии Кориотском…» как образец гистории петровского времени. Жанр, сюжет, композиция. Соотношение древнерусской и западноевропейской традиции. Идея внесословной ценности человека. Значение произведения в истории русской повести.

Творчество Феофана Прокоповича. Этико-эстетические взгляды: «Поэтика» и «Риторика», их влияние на развитие литературы. Жанровое и идейное своеобразие трагикомедии «Владимир».

Тема 8. Своеобразие русского классицизма

Понятие о классицизме. Классицизм как художественный метод и литературное направление. Условия возникновения и развития. Эстетика, жанровая система и нормативная поэтика. Философская основа классицизма, социально-политическая база (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Локк, К. Гельвеций). Картина мира в классицизме и основной мировоззренческий конфликт. Основные антитезы: частное и общее, человек естественный и человек общественный.

Эстетика классицизма. Принцип подражания природе. Изображение должного, а не сущего. «Поэтика» Н. Буало – манифест европейского классицизма. Доминирование поэзии, иерархия жанров, нормативность мышления писателей-классицистов. Исторические условия возникновения классицизма в России. Своеобразие русского классицизма.

Творчество А.Д. Кантемира: русская и мировая сатирическая традиция. Развитие жанра сатиры. Критика общественных пороков и пропаганда петровских преобразований. Принципы типизации. Художественное своеобразие сатир. Композиция и образная система «Сатиры I». Проблема литературной «маски». Автоирония. Публицистическое начало.

Роль В.К. Тредиаковского в развитии русской литературы. Филологические труды. Значение «Нового и краткого способа к сложению российских стихов…» для реформы русского стихосложения. Особенности поэтики лирики («Стихи похвальные России» и «Стихи похвальные Парижу»). Значение творческого наследия Тредиаковского в истории литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: