Тема 10. А.П. Сумароков – теоретик и практик русского классицизма

Тип писательской личности А.П. Сумарокова (творческая индивидуальность).

Эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве» как манифесты русского классицизма: теория стилей и жанров. Полемика Сумарокова о жанре оды с Ломоносовым.

Жанровое своеобразие лирики. Жанр песни и элегии. Особенности образа лирического героя. Сатирико-обличительное направление (стихотворные сатиры, басни, эпиграммы, пародии).

Роль Сумарокова в становлении российского театра. Жанр трагедии в литературе русского классицизма. Особенности поэтики русской классицистической трагедии («Димитрий Самозванец»). Место трагедии в драматургии писателя. Специфика комедийного наследия А.П. Сумарокова.

Тема 11. Массовая литература 1760–1770-х гг.

Сферы бытования массовой литературы 60–70-х гг. XVIII в.

Массовая беллетристика. Демократизация прозы. Новый тип писателя (писатель-дилетант) и новое отношение к целям литературного творчества (отказ от дидакта, разговор о «малых» предметах, внелитературные критерии творчества). Основной принцип массовой литературы и культурно-посредническая функция писателя. «Полуфольклорный» характер бытования массовой литературы. Литературное поведение авторов массовой беллетристики.

Использование поэтики авантюрной повести и приключенческого романа в творчестве М.Д. Чулкова (сб. новелл «Пересмешник», роман «Пригожая повариха»). Появление в литературе героя – представителя третьего сословия. Жанр романа в творчестве Ф.А. Эмина. Западноевропейская традиция приключенческого романа («Похождения Мирамонда»), создание национального политико-социального («Приключения Фемистокла») и эпистолярного романа («Письма Эрнеста и Доравры»).

Ирои-комическая поэма. Истоки жанра и типологические особенности. В.И. Майков «Елисей, или Раздраженный Вакх»: художественная задача, пародийное начало, травестия и бурлеск, отступления от жанрового канона, «легализация» низкой эстетической жизни в литературе. И.Ф. Богданович «Душенька». Сюжетные источники. Полемика с героическим эпосом. Установка на эстетизм. Художественная специфика поэмы: двуплановость сюжета, образ главной героини, авторская ирония. Образ автора в поэме и элементы эстетики сентиментализма и романтизма: лирические отступления, апелляция к фантазии читателя, стилистика поэмы.

Творчество М.М. Хераскова: движение от классицизма к сентиментализму. Особенности использования классицистической жанровой системы (трагедия, слезная драма, элегия, песня. Сатира, аллегорический роман). Создание русской национальной эпопеи (на примере анализа «Россияды»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: