Тема 39. Основные направления развития прозы второй половины XX века

Идейно-стилевое своеобразие «прозы сорокалетних». Индивидуальные судьбы писателей.

Проза о Великой Отечественной войне. Этапы развития, углубление историзма, жанры. Дискуссии в критике. Документальная проза (А. Адамович, Д. Гранин, С. Алексиевич, А. Крон, Н. Толстой). Человек на войне (произведения В. Астафьева, Ю. Бондарева, К. Симонова, К. Воробьева, В. Кондратьева). Характер эволюции в раскрытии темы войны. Жанровое разнообразие произведений 1950–80-х гг. о Великой Отечественной войне. Внутренняя полемичность военной прозы. Философия подвига. Характер гуманизма. Значение романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в нравственно-философском и социальном осмыслении войны. Новая концепция войны в прозе 1990-х гг. (В. Астафьев, Г. Владимов, Л. Бородин).

«Деревенская» и «городская» проза. Истоки, поэтика, философия, стиль (1960-е – середина 1980-х гг.) «деревенской прозы». Очерки конца 1950-х годов (В. Овечкин, Г. Троепольский, В. Тендряков) как один из истоков «деревенской прозы». Влияние повести А.И. Солженицына «Матренин двор». Открытие пространства народной жизни и богатства языка. Герои, нравственно-философские проблемы. Основные тенденции развития «деревенской» прозы. Национальные и общечеловеческие проблемы. Лирическое, эпическое, публицистическое в «деревенской» прозе. Традиции народного творчества. Притчи, легенды, мифы. Проблема народного характера и судеб нации. Специфика «городской» прозы Ю. Трифонова. Явления лирической и молодежной прозы. Соотношение художественного и публицистического начала. Документально-мемуарные жанры. Ппути нравственного совершенствования. Эволюция в раскрытии индивидуальных особенностей человека своего времени.

Тема 40. Творчество А.И. Солженицына и отечественная литература XX века

Драматическая судьба А.И. Солженицына. Особенности мировоззрения и социально-политической позиции («Как нам обустроить Россию»). Литературно-эстетические взгляды Солженицына («Бодался теленок с дубом»).

Начало творческого пути: роман «В круге первом». Публикация в «Новом мире» рассказа «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие жанра и языка произведения. Рассказы 1960-х гг.: «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела» и др. Стихотворения в прозе – «Крохотки». Автобиографическое и общечеловеческое в повести «Раковый корпус».

«Архипелаг ГУЛАГ»: своеобразие жанра художественно-документального исследования судеб жертв репрессий. Образ повествователя, философия и логика, субъективность отдельных оценок. Всемирный резонанс произведения.

Присуждение Нобелевской премии. Исключение Солженицына из Союза писателей и высылка из СССР. «Красное колесо»: родословная русской революции. Возвращение на родину. Автобиографическая кн. «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Творческая индивидуальность Солженицына.

Тема ГУЛАГа как один из аспектов современной исторической прозы. Повести и романы о социальных деформациях. Книги А. Солженицына («В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»), С. Антонова («Васька»), Г. Владимова («Верный Руслан»), О. Волкова («Погружение во тьму»), Евг. Гинзбург («Крутой маршрут»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»), А. Жигулина («Черные камни»), А. Приставкина («Ночевала тучка золотая»), Евг. Федорова («Илиада Жени Васяева. Год 1949», «Одиссея»), В. Шаламова («Колымские рассказы»), Б. Ямпольского («Московская улица») и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: