Форма занятия: активная и интерактивная

Цель и задачи: изучение художественных особенностей торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для работы в исследовательских группах:

Группа I.

1. История создания и первой публикации оды. Оценка оды современниками и русской критикой.

2. Исторические события, положенные в основу оды, и их поэтическое осмысление Ломоносовым.

3. Античные, западноевропейские и русские литературные традиции в «Оде на взятие Хотина». Жанровая специфика оды 1739 года.

Группа II.

1. Оригинальность композиции произведения. Причины двухчастного строения вступления и «средника» оды. Сюжет и принципы сюжетосложения. Почему сюжетно организованные фрагменты сосредоточены в начале произведения?

2. Система образов оды. Типы героев и принципы их выделения. Особенности художественного изображения Петра Великого и Анны Иоанновны. Основные приемы создания образов русского воинства и врагов России. Специфика проявления авторского начала в произведении.

3. Символика произведения. Традиционное и новое в использовании Ломоносовым символики света, образов «горы», «корабля», «вулкана» и др.

Группа III.

Художественное пространство и время в «Оде на взятие Хотина».

а) два типа поэтического пространства и их характерные особенности; приемы фокусации и панорамности в изображении пространства; вертикальный и горизонтальный векторы движения в оде и их значение в раскрытии идейного замысла произведения;

б) типология и динамика художественного времени, основные приметы исторического и мифологического времени в оде.

Группа IV.

Система тропов и словесно-стилистических средств хотинской оды:

а) типология, структура и значение развернутых сравнений; особенности ломоносовской эпитетики; роль метонимии, антономасии и гиперболы в создании поэтического образа;

б) приемы риторизации стихотворной речи; ритмика хотинской оды; анафорические построения; эвфоническое начало в фигурах «кольцо» и «стык»;

в) библеизмы в системе тропов и словесно-стилистических средств произведения Ломоносова.

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

Подготовить целостный анализ «Оды на взятие Хотина» по следующему плану: 1) Образная система. Понятие об одическом мифе. 2) Образ автора. 3) Стиль оды. Приемы ораторского красноречия. Особенности поэтического словоупотребления Ломоносова (вопрос о барочной стилистике). 4) Строфика и поэтический синтаксис торжественной оды.

Источники: 51

Литература:

· обязательная: 11

· дополнительная: 11, 20, 43–45, 56, 69


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: