В основе порождения и восприятия речи лежат аналогичные, но не тождественные и не всегда взаимно обратимые процессы, основанные на вероятностном прогнозировании. При этом как порождение, так и восприятие (понимание) речи опирается на эвристические принципы – на психолингвистические механизмы, которые регулируют степень сокращения поиска способов и средств решения разных коммуникативных и интеллектуальных задач в пространстве большого числа возможностей.
При порождении и восприятии речевых высказываний осуществляется выбор определенной стратегии и тактики речевого поведения, которые обычно реализуются автоматизировано, но при необходимости могут частично осознаваться на разных уровнях организации.
4.2.1. Порождение речевого высказывания
Что должно учитываться при построении теорий и моделей порождения человеком речевых высказываний?
Любая теория и модель порождения речевых высказываний должна включать анализ психолингвистических механизмов, которые организуются в ряд последовательных этапов, которые имеют целенаправленный (телеологический) характер. При этом следует учитывать, что в основе множества механизмов программирования и выбора различных единиц, необходимых для построения высказывания (семантических, лексических, грамматических, фонологических), лежат вероятностно-эвристические принципы.
|
|
При порождении высказываний могут наблюдаться речевые ошибки – паузы, колебания, исправления, повторы, замещения, оговорки (подстановки, перестановки, опущения, добавления). Речевые ошибки могут наблюдаться на разных уровнях организации речевых действий: а) на фонологическом уровне – фонематические ошибки (перестановки, оглушение-озвончение, замены); б) на слоговом уровне; в) на лексическом уровне; г) на синтагматическом уровне.
Факты, свидетельствующие об активном порождении речевых высказываний на основе неречевых форм мысли (Горелов, 2003):
При построении высказываний наблюдается поиск субъектом подходящих слов для выражения своих мыслей и чувств, который проявляется в паузах и колебаниях (хетизации). После каждой семантически завершенной единицы речи, люди делают короткую паузу.
При внешней реализации высказываний чаще корректируются и исправляются не фразы, не синтаксические структуры, а отдельные лексические единицы (70%). Это свидетельствует о первичности программирования синтаксических структур перед наполнением их лексическими единицами.
Лексические ошибки связаны с уровнем построения целого высказывания, а звуковые ошибки встречаются на уровне построения отдельных фраз и слов.
|
|
Регистрация речевых ошибок в обычных, а также в специально создаваемых (экспериментальных) условиях позволяет выделять разные этапы и уровни, обеспечивающие порождение речевых высказываний (Лурия, 1979):
1. Актуализация мотива высказывания.
2. Формирование замысла высказывания (актуализация общего субъективного смысла): производится отделение темы (о чем сказать?) от ремы (что сказать?).
3. Первичная семантическая запись в виде симультанной схемы, включающей а) смысловые элементы, б) смысловые связи-векторы.
4. Перераспределение семантических отношений в линейную (сукцессивную) последовательность – синтаксическое прогнозирование.
5. Этап программирования высказывания во внутренней речи, которая имеет а) предикативный характер, б) сокращенный характер – включает отдельные слова и их потенциальные связи.
6. Этап развернутого речевого высказывания – сложная система выполнения речевых действий, которая предполагает: а) предметную отнесенность; б) учет социального контекста; в) расширение темы и ремы в иерархическую последовательность синтагматических высказываний.
Каковы основные этапы и механизмы, лежащие в основе порождения речевых высказываний?
В качестве основных этапов порождения речевых высказываний следует выделять:
1. Этап актуализации мотивации высказывания на основе внеречевых факторов и условий, которые побуждают к организации речевых действий. Формируется цель, которую предполагается достичь с помощью речевого высказывания.
2. Этап формирования замысла и внутреннего программирования семантико-смысловой стороны высказывания.
Семантический замысел будущего высказывания исходно строится на основе определенного субъективного образа (тема), которому приписывается некоторая личностно-смысловая характеристика, выступающая смысловым предикатом (рема). Такой процесс должен опираться на складывающийся в течение жизни индивидуальный субъективный предметно-изобразительный, предметно-схемный код (по Н.И. Жинкину).
Построение семантического замысла предполагает несколько основных типов оперирования с семантико-смысловыми «единицами» предметно-изобразительного, предметно-схемного образа:
· Операции включения, когда одна семантическая единица получает несколько функциональных характеристик разной «глубины» (иерархия семантических противопоставлений).
· Операции перечисления, когда одна семантическая единица получает характеристики одинаковой «глубины».
· Операции сочленения, когда по отношению к двум (и более) семантическим единицам используется одна и та же функциональная характеристика, приписывается отношение или связь.
3. Этап грамматико-семантического программирования и организации предстоящего высказывания. Этап выбора слов и грамматической организации высказывания.
Тектограмматический подэтап – перевод семантической программы будущего высказывания на объективный код: а) замена единиц субъективного смыслового кода минимальным набором семантических признаков слов; б) приписывание таким единицам дополнительных признаков, которые позднее преобразуются в предикаты высказывания. В результате возникает иерархия организованных единиц объективно-языкового кода.
Фенограмматический подэтап – введение линейного принципа в организацию программы высказывания: а) распределение семантических признаков между несколькими единицами объективно-языкового кода; б) линейное распределение единиц объективно-языкового кода в высказывании без их грамматических характеристик.
Подэтап синтаксического прогнозирования – лексико-грамматическая (синтагматическая) организация высказывания в синтаксически организованную последовательность единиц объективно-языкового кода.
|
|
Подэтап синтаксического контроля по отношению: а) верности или ситуативной корректности построенной лексико-синтаксической конструкции; б) соответствия грамматической формы высказывания исходному замыслу.
При этом следует учитывать, что семантическое программирование и грамматическое программирование высказываний – это относительно независимые, но в норме тесно взаимосвязанные процессы.
4. Этап моторного программирования синтагматической последовательности артикуляционно-фонематических компонентов высказывания. Моторное программирование артикуляционно-фонематических компонентов высказывания, как правило, носит характер высоко автоматизированных операций.
5. Этап внешнеречевой моторно-артикуляционной реализации, которая предполагает возможную корректировку и перепрограммирование высказываний по ходу их исполнения на основе обратных связей различного типа. В качестве обратных связей могут выступать: а) слуховое и визуальное восприятие характеристик субъекта, на которого направлено речевое воздействие; б) слуховое и кинестетическое восприятие характеристик собственной речи; в) смысловые (умственно устанавливаемые отношения) между семантическим, лексическим и грамматическим уровнями внутреннего программирования и внешней организацией высказывания.
6. Этап сопоставления результатов реализации высказывания с замыслом, который предполагает прекращение или организацию новых речевых высказываний в зависимости от достижения или не достижения поставленных целей.