1. Базовым компонентом мышления является особый «язык интеллекта» – универсальный предметный код (УПК), который обладает доязыковыми и надъязыковыми свойствами.
2. Универсальный предметный код имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему функциональных единиц, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании субъекта (характеризуется образностью и схематичностью):
· УПК формируется у каждого человека в процессах предметно-практических взаимодействий с предметным миром.
· УПК является одинаковым для различных языковых культур, поскольку опирается на видотипичные особенности анатомо-физиологической организации органов чувств человека.
3. УПК – предметно-семантический «язык» представлений и понятий, на котором происходит формирование замысла высказывания (первичная запись личностного смысла), на основе которого в последующем может строиться определенные типы высказываний.
При этом внутренняя речь выступает в качестве средства организации взаимосвязей между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, между национальными языками в процессах перевода содержания сообщений с одного языка на другой.
|
|
4.3. Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте
4.3.1. Основные этапы речевого развития ребенка
Существуют данные о том, что в период внутриутробного развития будущий младенец может слышать доносящиеся извне звуки, интенсивностью от 80 дБ с частотностью около 300 Гц. На этом основании выдвигаются гипотезы о возможном раннем пассивном знакомстве ребенка со звуковым составом родного языка в период внутриутробного развития (Ушакова, 2011 – С. 330-331).
Вместе с тем, развитие речи это активное овладение ребенком после рождения способами использования предметно отнесенных языковых средств во взаимодействиях с другими людьми, а также в организации собственных предметно-практических и умственных действий.
Образцы способов использования языковых средств в организации различных коммуникативных и предметно-практических действий задают ребенку взрослые. При этом:
· Овладение языковыми средствами у разных детей происходит не одновременно и не равномерно.
· Одному функциональному уровню владения речью у разных детей могут соответствовать различные языковые средства, используемые различными способами.
В общении с ребенком речь родителей, как правило, характеризуется рядом особенностей. Используются упрощенные и короткие синтаксические конструкции. Наблюдается более высокий тон и более широкий диапазон интонаций с фиксированием эмоциональных отношений и логических ударений. Используется большое число уменьшительно-ласкательных суффиксов и «детская» лексика, которая отсутствует в общении взрослых. Наблюдается замедленность речи и большее количество пауз между словами. При этом родители чаще всего поправляют ребенка, когда он допускает семантические и логические ошибки; речевые грамматические ошибки поправляются реже.
|
|
Этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву):
1. Доречевой этап (первый год жизни)
1.1. Период гуления (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев). На протяжении периода наблюдаются фонации дослогового типа. При этом отсутствуют: а) коррелированность звуков с фонематической системой, характерной для определенного языка; б) артикуляционная локализованность и константность (стабильность произношения) звуков при их артикуляции ребенком – наблюдается большой случайный разброс артикуляций; в) релевантность звуков – соотнесенность артикуляций с определенными фонематическими (фонологическими) противопоставлениями, характерными для данного языка.
1.2. Период лепета (от 6 месяцев до 8 месяцев). Появляются слоговые фонации – артикуляционные особенности собственно речевых звуков (выделяются фонемы). Поток звуков распадается на слоговые кванты («протосогласные и протогласные») - формируется синтагматическая организация речи.
В 7-8 месяцев появляется эквивалент слова – «псевдослово» – в виде замкнутой последовательности слогов. Псевдослова обычно характеризуются: ударением на первом слоге, отсутствием четкой предметной отнесенности, функциональным выражением потребностного или оценочного отношения.
Около 8-9 месяцев у детей повышается избирательность к фонемам родного языка и снижается чувствительность к звукам чужих языков. При этом появляются первые предметно соотнесенные избирательные переключения внимания и действий по словесным указаниям взрослых.
1.2. Период модулированного лепета и овладения предметной отнесенностью слов (от 9 месяцев до12 месяцев). Наблюдается активное повторения слоговых фонем с разнообразными интонациями, воспроизведение интонационного рисунка фраз (интонемы), произносимых взрослыми (9-10 месяцев). Увеличивается количество предметно отнесенных слов, которые понятны ребенку в общении с взрослым.
2. Этап дограмматического освоения фонетики (от 11 месяцев до 1 года 7 месяцев)
Наблюдается овладение обобщенными звуковыми контурами слов и отдельными слогами. Как правило, девочки начинают активно «говорить» с 8-9 месяца, а мальчики с 11-12 месяца.
2.1. Период синтагматической фонетики (от 11 месяцев до 1 года 3 месяцев). Фонематический состав артикуляций начинает соотноситься со звуками определенного (родного) языка (релевантность). Появляется произвольность в произношении отдельных слов, но не отдельных звуков. Наблюдается унификация звукового облика слова; уподобление всех его согласных по месту их образования (дЕтити – ботики). При этом фонетическая вариативность из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата носит не столько функциональный характер, сколько физиологический.
Новыми словами разные дети могут овладевать преимущественно: а) на основе копирования интонационных особенностей речи взрослых и воспроизведения общего интонационного облика слов в ущерб роли в них отдельных фонем; б) на основе редукции слов к одному общему относительно отчетливо произносимому слогу.
2.2. Период парадигматической фонетики (от 1 года 3месяцев до 1 года 7 месяцев). Запас слов составляет до 20 и немного более единиц. Временно замедляется овладение новыми словами. Задействуются различные артикуляции для более точного отождествления слов, сходных по общему звуковому облику. Постепенно устраняется уподобление звуков по месту образования.
|
|
Усвоение новых слов часто происходит путем уподобления их готовой интонационной модели: «дорогая» (дейейЕйа) – Например, эта модель может быть использована для слов «батарея», «дерево» и др. Наблюдается фонематическое противопоставление: в начале слова произносятся звонкие согласные, в конце – глухие (Элен Велтен).
3. Этап начального освоения грамматики (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)
3.1. Период конструктивной синтагматической грамматики (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Второй период бурного прироста словаря (до 300 слов и более). Наблюдается сочетание однословных предложений. Появляются первые двухсловные предложения без их грамматического оформления. Наблюдается лексемный синтаксис – активное создание ребенком двухсловных (немного позднее и трехсловных) линейных грамматических конструкций, не имеющих аналогов во «взрослой» речи. Постепенно появляются первые собственно грамматические противопоставления (мальчик маленький / играет).
3.2. Период парадигматической грамматики (от 2 лет до 3 лет). Наблюдается прирост словаря до 50 слов еженедельно. К 3 годам словарный запас достигает 1000 и более слов. Имена существительные составляют около 63%; глаголы около 23%; другие части речи около 14 %.С двух лет появляются вопрос «что это?» о названиях предметов. К возрасту 2,5 лет дети умеют: а) грамматически верно давать ответы на вопросы «где?», «что?», «кто?», «чей?»; б) затрудняются в ответах на вопросы «как?», «когда?», «почему?», «что делает?». В детской речи постепенно дифференцируются разные функции двухсловных предложений:
· Указание на предмет, наименование: мама там; здесь хлеб …
· Просьба, приказание: еще пить; дай мишку …
· Описание событий или ситуации: а) действующее лицо + действие: мама спать; папа идет …; б) действующее лицо + объект: мама суп; киска молоко; в) действие + объект: течет вода; идем на улицу; г) объект + признак: вода мокрая; кубик большой …
· Определение качества: мама хорошая; машина большая …
· Отрицание: а) отсутствие чего-либо: не мокро, нет мамы …; б) неприятие чего-либо: не есть; не играть в домик …; в) собственно отрицание: не девочка; не идет …
|
|
· Указание принадлежности: мама чашка; моя машина …
· Вопрос: папа где?..; кто пришел?.. и др.
На этапе начального освоения грамматики в речевых действиях ребенкав составе слов постепенно вычленяются отдельные морфемы. На этой основе создаются несуществующие словоформы и синтаксические сочетания слов. Наблюдается переход к фонологически определенной морфемике:
· Подпериод нефонологической морфемики – полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы, что проявляется в отсутствии согласования морфем в словах и предложениях.
· Подпериод фонологической морфемики – ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, без учета ее тонкого фонематического состава («два лефа», «аптексная машина»);
· Подпериод морфонологической морфемики – путем проб и ошибок ребенок находит границы вариантности слов и их грамматического согласования в высказываниях.
На этапе начального освоения грамматики наблюдаетсяпереход от ситуативной речи, не имеющей синтаксической связности, к элементам синтаксически связных, ситуативных высказываний (Слобин, 1976):
· Подпериод «телеграфной речи» – высказывания, в которых представлены только наиболее значимые и опускаются все второстепенные для передачи значения слова.
· Подпериод «стержневой грамматики». Появление двух функциональных классов слов: а) немногочисленные опорные слова, выступающие основой для образования множества двухсловных предложений, которые задают грамматическую конструкцию; б) открытый класс слов, которые дополняют опорные слова в составе детских высказываний и используются для модификации значения опорных слов).
· Подпериод появления относительно простых синтаксических форм, выполняющих разные функции: атрибуция, принадлежность, местоположение, объединение; отношение субъект-объект и другие.
· Подпериод появления иерархически строящихся конструкций, включающих группу сказуемого и группу подлежащего.
4. Этап овладения многословными и сложными предложениями (от 3-4 лет до 6 лет)
Наблюдается расцвет детского словотворчества на основе овладения различными моделями словообразования и стихийного их использования в речевых действиях.
В речи ребенка появляются простые распространенные предложения, а также сочинительные и подчинительные отношениями между простыми предложениями.
При благоприятных условиях общения с взрослыми ребенок овладевает приемами толкования слов с помощью других слов, что выступает одним из условий для последующего формирования понятийных форм мышления. К шести годам ребенком используется около 10 000 слов. При этом использование языка до 6-7 лет характеризуется рядом особенностей:
· Ориентированность на семантику высказываний при отсутствии ориентировки в формально-грамматических составляющих языка (эффекты стекла).
· Ограниченная осознанность формально-грамматических средств построения высказываний и способов их членения.
· Высокая ориентированность на непосредственные коммуникативные условия речи, на непосредственный ситуативный и мотивационный контекст, при слабой ориентированности в контекстах отвлеченных и надситуативных высказываний.