Н.И. Жинкин

1. Базовым компонентом мышления является особый «язык интеллекта» – универсальный предметный код (УПК), который обладает доязыковыми и надъязыковыми свойствами.

2. Универсальный предметный код имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему функциональных единиц, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании субъекта (характеризуется образностью и схематичностью):

· УПК формируется у каждого человека в процессах предметно-практических взаимодействий с предметным миром.

· УПК является одинаковым для различных языковых культур, поскольку опирается на видотипичные особенности анатомо-физиологической организации органов чувств человека.

3. УПК – предметно-семантический «язык» представлений и понятий, на котором происходит формирование замысла высказывания (первичная запись личностного смысла), на основе которого в последующем может строиться определенные типы высказываний.

При этом внутренняя речь выступает в качестве средства организации взаимосвязей между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, между национальными языками в процессах перевода содержания сообщений с одного языка на другой.

4.3. Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте

4.3.1. Основные этапы речевого развития ребенка

Существуют данные о том, что в период внутриутробного развития будущий младенец может слышать доносящиеся извне звуки, интенсивностью от 80 дБ с частотностью около 300 Гц. На этом основании выдвигаются гипотезы о возможном раннем пассивном знакомстве ребенка со звуковым составом родного языка в период внутриутробного развития (Ушакова, 2011 – С. 330-331).

Вместе с тем, развитие речи это активное овладение ребенком после рождения способами использования предметно отнесенных языковых средств во взаимодействиях с другими людьми, а также в организации собственных предметно-практических и умственных действий.

Образцы способов использования языковых средств в организации различных коммуникативных и предметно-практических действий задают ребенку взрослые. При этом:

· Овладение языковыми средствами у разных детей происходит не одновременно и не равномерно.

· Одному функциональному уровню владения речью у разных детей могут соответствовать различные языковые средства, используемые различными способами.

В общении с ребенком речь родителей, как правило, характеризуется рядом особенностей. Используются упрощенные и короткие синтаксические конструкции. Наблюдается более высокий тон и более широкий диапазон интонаций с фиксированием эмоциональных отношений и логических ударений. Используется большое число уменьшительно-ласкательных суффиксов и «детская» лексика, которая отсутствует в общении взрослых. Наблюдается замедленность речи и большее количество пауз между словами. При этом родители чаще всего поправляют ребенка, когда он допускает семантические и логические ошибки; речевые грамматические ошибки поправляются реже.

Этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву):

1. Доречевой этап (первый год жизни)

1.1. Период гуления (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев). На протяжении периода наблюдаются фонации дослогового типа. При этом отсутствуют: а) коррелированность звуков с фонематической системой, характерной для определенного языка; б) артикуляционная локализованность и константность (стабильность произношения) звуков при их артикуляции ребенком – наблюдается большой случайный разброс артикуляций; в) релевантность звуков – соотнесенность артикуляций с определенными фонематическими (фонологическими) противопоставлениями, характерными для данного языка.

1.2. Период лепета (от 6 месяцев до 8 месяцев). Появляются слоговые фонации – артикуляционные особенности собственно речевых звуков (выделяются фонемы). Поток звуков распадается на слоговые кванты («протосогласные и протогласные») - формируется синтагматическая организация речи.

В 7-8 месяцев появляется эквивалент слова – «псевдослово» – в виде замкнутой последовательности слогов. Псевдослова обычно характеризуются: ударением на первом слоге, отсутствием четкой предметной отнесенности, функциональным выражением потребностного или оценочного отношения.

Около 8-9 месяцев у детей повышается избирательность к фонемам родного языка и снижается чувствительность к звукам чужих языков. При этом появляются первые предметно соотнесенные избирательные переключения внимания и действий по словесным указаниям взрослых.

1.2. Период модулированного лепета и овладения предметной отнесенностью слов (от 9 месяцев до12 месяцев). Наблюдается активное повторения слоговых фонем с разнообразными интонациями, воспроизведение интонационного рисунка фраз (интонемы), произносимых взрослыми (9-10 месяцев). Увеличивается количество предметно отнесенных слов, которые понятны ребенку в общении с взрослым.

2. Этап дограмматического освоения фонетики (от 11 месяцев до 1 года 7 месяцев)

Наблюдается овладение обобщенными звуковыми контурами слов и отдельными слогами. Как правило, девочки начинают активно «говорить» с 8-9 месяца, а мальчики с 11-12 месяца.

2.1. Период синтагматической фонетики (от 11 месяцев до 1 года 3 месяцев). Фонематический состав артикуляций начинает соотноситься со звуками определенного (родного) языка (релевантность). Появляется произвольность в произношении отдельных слов, но не отдельных звуков. Наблюдается унификация звукового облика слова; уподобление всех его согласных по месту их образования (дЕтити – ботики). При этом фонетическая вариативность из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата носит не столько функциональный характер, сколько физиологический.

Новыми словами разные дети могут овладевать преимущественно: а) на основе копирования интонационных особенностей речи взрослых и воспроизведения общего интонационного облика слов в ущерб роли в них отдельных фонем; б) на основе редукции слов к одному общему относительно отчетливо произносимому слогу.

2.2. Период парадигматической фонетики (от 1 года 3месяцев до 1 года 7 месяцев). Запас слов составляет до 20 и немного более единиц. Временно замедляется овладение новыми словами. Задействуются различные артикуляции для более точного отождествления слов, сходных по общему звуковому облику. Постепенно устраняется уподобление звуков по месту образования.

Усвоение новых слов часто происходит путем уподобления их готовой интонационной модели: «дорогая» (дейейЕйа) – Например, эта модель может быть использована для слов «батарея», «дерево» и др. Наблюдается фонематическое противопоставление: в начале слова произносятся звонкие согласные, в конце – глухие (Элен Велтен).

3. Этап начального освоения грамматики (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

3.1. Период конструктивной синтагматической грамматики (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Второй период бурного прироста словаря (до 300 слов и более). Наблюдается сочетание однословных предложений. Появляются первые двухсловные предложения без их грамматического оформления. Наблюдается лексемный синтаксис – активное создание ребенком двухсловных (немного позднее и трехсловных) линейных грамматических конструкций, не имеющих аналогов во «взрослой» речи. Постепенно появляются первые собственно грамматические противопоставления (мальчик маленький / играет).

3.2. Период парадигматической грамматики (от 2 лет до 3 лет). Наблюдается прирост словаря до 50 слов еженедельно. К 3 годам словарный запас достигает 1000 и более слов. Имена существительные составляют около 63%; глаголы около 23%; другие части речи около 14 %.С двух лет появляются вопрос «что это?» о названиях предметов. К возрасту 2,5 лет дети умеют: а) грамматически верно давать ответы на вопросы «где?», «что?», «кто?», «чей?»; б) затрудняются в ответах на вопросы «как?», «когда?», «почему?», «что делает?». В детской речи постепенно дифференцируются разные функции двухсловных предложений:

· Указание на предмет, наименование: мама там; здесь хлеб

· Просьба, приказание: еще пить; дай мишку

· Описание событий или ситуации: а) действующее лицо + действие: мама спать; папа идет …; б) действующее лицо + объект: мама суп; киска молоко; в) действие + объект: течет вода; идем на улицу; г) объект + признак: вода мокрая; кубик большой

· Определение качества: мама хорошая; машина большая

· Отрицание: а) отсутствие чего-либо: не мокро, нет мамы …; б) неприятие чего-либо: не есть; не играть в домик …; в) собственно отрицание: не девочка; не идет

· Указание принадлежности: мама чашка; моя машина

· Вопрос: папа где?..; кто пришел?.. и др.

На этапе начального освоения грамматики в речевых действиях ребенкав составе слов постепенно вычленяются отдельные морфемы. На этой основе создаются несуществующие словоформы и синтаксические сочетания слов. Наблюдается переход к фонологически определенной морфемике:

· Подпериод нефонологической морфемики – полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы, что проявляется в отсутствии согласования морфем в словах и предложениях.

· Подпериод фонологической морфемики – ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, без учета ее тонкого фонематического состава («два лефа», «аптексная машина»);

· Подпериод морфонологической морфемики – путем проб и ошибок ребенок находит границы вариантности слов и их грамматического согласования в высказываниях.

На этапе начального освоения грамматики наблюдаетсяпереход от ситуативной речи, не имеющей синтаксической связности, к элементам синтаксически связных, ситуативных высказываний (Слобин, 1976):

· Подпериод «телеграфной речи» – высказывания, в которых представлены только наиболее значимые и опускаются все второстепенные для передачи значения слова.

· Подпериод «стержневой грамматики». Появление двух функциональных классов слов: а) немногочисленные опорные слова, выступающие основой для образования множества двухсловных предложений, которые задают грамматическую конструкцию; б) открытый класс слов, которые дополняют опорные слова в составе детских высказываний и используются для модификации значения опорных слов).

· Подпериод появления относительно простых синтаксических форм, выполняющих разные функции: атрибуция, принадлежность, местоположение, объединение; отношение субъект-объект и другие.

· Подпериод появления иерархически строящихся конструкций, включающих группу сказуемого и группу подлежащего.

4. Этап овладения многословными и сложными предложениями (от 3-4 лет до 6 лет)

Наблюдается расцвет детского словотворчества на основе овладения различными моделями словообразования и стихийного их использования в речевых действиях.

В речи ребенка появляются простые распространенные предложения, а также сочинительные и подчинительные отношениями между простыми предложениями.

При благоприятных условиях общения с взрослыми ребенок овладевает приемами толкования слов с помощью других слов, что выступает одним из условий для последующего формирования понятийных форм мышления. К шести годам ребенком используется около 10 000 слов. При этом использование языка до 6-7 лет характеризуется рядом особенностей:

· Ориентированность на семантику высказываний при отсутствии ориентировки в формально-грамматических составляющих языка (эффекты стекла).

· Ограниченная осознанность формально-грамматических средств построения высказываний и способов их членения.

· Высокая ориентированность на непосредственные коммуникативные условия речи, на непосредственный ситуативный и мотивационный контекст, при слабой ориентированности в контекстах отвлеченных и надситуативных высказываний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: