1. Овладение детьми грамматическими моделями словообразования протекает в двух встречных взаимосвязанных направлениях:
· Исходно от предметной деятельности к фиксированию семантического содержания с помощью языковых средств: овладение означиванием явлений окружающего мира, их свойств и функциональных отношений в совместных взаимодействиях с другими людьми на основе предметно-практических действий и операций с последующим анализом и абстрагированием получаемых результатов.
· Производно от семантического и грамматического содержания известных языковых средств к их использованию для фиксирования явлений и событий: овладение означиванием явлений и событий на основе операций семантического синтеза, что предполагает постоянные перенесение значений и используемых единиц номинации (знаково-символических средств) в новые предметные условия.
При этом диапазон языковых (фонетических, лексических, грамматических) средств, доступный пониманию детей при использовании их в речевых действиях другими людьми, всегда больше того диапазона, который они активно употребляют в речевых действиях.
|
|
2. Семантический анализ воспринимаемой или представляемой ситуации обеспечивается ее расчленением на «смысловые опорные пункты», которые представляются ребенку наиболее важными для фиксирования и выражения определенного содержания с помощью языковых средств и актуализации его в психике другого человека.
· Такие «смысловые опорные пункты» становятся основными семантическими частями, как производных слов, так и будущих высказываний.
· На основе таких «смысловых опорных пунктов», которые устойчиво фиксируются и выражаются ребенком с помощью определенных морфем, осуществляется процесс овладения приемами словообразования, что начинает проявляться в детском словотворчестве (детских неологизмах).
Может быть выделено множество типов образования детских неологизмов (Ушакова, 2011):
· Необычные глагольные формы: затыкну, лягет, плакает, победю, захрапочет …
· Соединение корня слова с аффиксами при образовании глаголов от других частей речи: изумрудуют, запесочил, прискочил …
· Соединение корня слова с аффиксами при образовании существительных от других частей речи: снизушки, нутрь, наушатники, инопланитянины …
· Соединение корня слова с аффиксами при образовании прилагательных от других частей речи: дымучий, плаксистый …
· Образование существительных женского рода от мужского и наоборот: бычица …
· Образование существительных на основе изменения числа: ухи, деть …
· Неверные падежные формы: бутылков …
|
|
· По типу «наивной этимологии»: саморубка, тушильная машина, закрывало, копатка …
4.3.4. Овладение ребенком синтаксическими моделями, выражающими и актуализирующими разные типы семантического содержания
Овладение детьми синтаксическими моделями построения высказываний протекает в двух встречных взаимосвязанных направлениях:
· На семантическом уровне: от смысла и значения целостной предметной ситуации к выделению в ее составе смысла и значения разных предметных компонентов.
· На синтаксическом уровне: от использования отдельных слов к двухсловным предложениям, и далее, к синтаксически развернутым предложениям.
В основе овладения синтаксическими моделями построения высказываний лежат два взаимосвязанных процесса: а) развитие операций установления отношений между языковыми средствами и действиями в предметной ситуации; б) формирование механизмов внутреннего программирования высказывания.
На первых этапах ребенок последовательно овладевает тремя типами установления отношений между языковыми средствами и предметной ситуацией (отношения предикации):
· Фиксирование существования предметов с помощью существительных.
· Фиксирование с помощью глаголов того, что: а) предметы характеризуются процессуальностью; б) существуют способы осуществления действий по отношению к предметам.
· Фиксирование с помощью прилагательных того, что предметы характеризуются разными устойчивыми признаками и свойствами.
На этой основе ребенок овладевает все более дифференцированным анализом и структурированием действий в предметных ситуациях, что предопределяет последующее овладение синтаксическими моделями построения высказываний:
· Исходные разделенные с другими людьми формы дифференцированных взаимодействий с предметными ситуациями начинают фиксироваться с помощью «слов-предложений». При этом на первых этапах большую роль играют жесты-имитации.
· Вслед за этим наблюдаются соединения в высказываниях наименований отдельных элементов предметной ситуации без синтаксического связывания слов. При этом действия часто обозначаются образным словом (появляется разделение замысла на тему и рему).
· Далее соединение отдельных слов в двухсловных и трехсловных высказываниях начинает осуществляться с помощью интонации (появляется синтаксическое разделение темы и ремы).
· На этой основе ребенок постепенно овладевает различными типами синтаксических моделей для построения высказываний.