Каковы основные закономерности формирования семантических функциональных структур на ранних этапах речевого развития ребенка?

1. Исходно семантические структуры (смыслы и значения) выделяются во взаимодействиях ребенка с людьми и окружающим миром – формируются в общении и совместных предметно-практических действиях, постепенно образуя образа мира человека (Шахнарович, 1995).

2. В результате взаимодействий с предметным миром и с людьми у ребенка формируются психические образы-эталоны – схемы выполнения операций и действий с классами предметов, обеспечивающие их опознание, обследование и преобразование. Такие субъективные образы-эталоны исходно имеют для субъекта личностный смысл.

В процессах взаимодействия с людьми различные инвариантные составляющие таких схем выполнения действий и соответствующих им образов (предметные значения) с помощью языковых средств избирательно начинают фиксироваться в форме вербальных значений.

3. Формирование и развитие семантических составляющих языковой способности человека происходит в онтогенезе на основе:

· Овладения субъектом операциональным составом новых предметно-практических действий.

· Овладения способами использования языковых средств, необходимых для преобразования и перевода ориентировочных составляющих внешних предметных действий в формы умственных операций и действий с представлениями (значениями).

4. Развитие функционально-грамматических особенностей речи и грамматической структуры высказываний у ребенка определяется: а) усложнением межличностных взаимодействий; б) усложнением операциональной структуры предметной деятельности. Поэтому развитие речевых функций у детей зависит от диапазона форм общения с людьми и способов организации действий, в которые включается ребенок (Шахнарович, 1995).

При этом сначала речь ребенка преимущественно предикативна; субъект высказывания начинает включаться в грамматическую структуру высказывания позднее. Например:

· Манипуляции, направленные на знакомство с новым объектом и его свойствами сопровождаются высказываниями-констатациями (… вот… большой дом… труба какая!).

· Предметные действия, направленные на знакомство со способами преобразования и использования объекта сопровождаются высказываниями-характеризациями (… брать пришел; упало… сломалась машинка).

· Атрибутивные действия, направленные на овладение во взаимодействиях с людьми функциями предметов в составе человеческой деятельности, сопровождаются высказываниями-комбинациями (… давай вот такой трактор…; дом буду строить маленький…).

· Изобразительные действия, направленные на овладение простыми формами передачи сообщений при взаимодействиях между людьми, обеспечивают развитие высказываний-описаний (этот маленький бегемотик… он маленький; … сделал дрова большие…руби топориком…).

· Ролевые действия, направленные на овладение функциональными отношениями между людьми, обеспечивают развитие высказываний-конкретизаций роли (…медсестра… буду карточки писать… – …а я буду тебе лекарства делать…).

Одно из центральных направлений психического развития ребенка заключается в том, что по мере овладения способами использования языковых средств ориентировочно-исследовательские операции, которые исходно входят в состав всякого действия, начинают выделяться и преобразуются в самостоятельные умственные операции и действия, предшествующие действиям предметно-практическим (Лурия, 2004 – С. 237).

· У ребенка до 2-2,5 лет наблюдается полная зависимость поведения от непосредственных предметных условий и особенностей их восприятия.

· После 2,5 лет начинает выделяться стадия предварительной ориентировки в конкретных предметных условиях ситуации.

· У детей 4-6 лет постепенно выделяется стадия предварительной надситуативной (умственной) ориентировки в условиях задачи и построение схем ее последующего решения.

* * *

Овладение и использование детьми языковых и знаково-символических средств имеет множество направлений:

От жестов и индексов, когда ребенок по внешним признакам одних предметов и явлений (например, брошенный фантик от конфеты) устанавливает наличие других предметов или явлений (у кого-то есть конфеты) – к сложным знаково-символическим системам, моделирующим сложные предметные отношения и явления действительности.

От малого числа семантических компонентов в замещаемой ситуации (слова-предложения) – к увеличивающемуся количеству выделяемых и замещаемых семантических компонентов.

От последовательно развернутого во времени (сукцессивного) соотнесения знаково-символических средств с предметным или семантическим содержанием – к количественно увеличивающейся связности знаково-символических средств в целостные одновременно обозреваемые (симультанные) схемы, фиксирующие все более сложные семантические отношения между представлениями и понятиями (Лурия, 1979; Салмина, 1988; Соломоник, 1995).

От стихийного использования языковых и знаково-символических средств в речевых и умственных действиях – к их осознанию и произвольно-преднамеренным способам использования.

4.4. Языковые средства и организация психических функций человека

Гипотезы об отношениях между используемыми языковыми средствами и познавательными процессами человека – представлениями, умственными действиями, мышлением:

· Речевые, моторные и вегетативные реакции, сокращаясь и автоматизируясь, образуют процессы мышления («умственные действия») (бихевиоризм).

· Умственные действия и мышление определяют способы использования языковых средств и содержание речевых функций человека.

· Умственные действия и мышление определяются языковыми структурами – лексическими и грамматическими возможностями конкретного языка (Э.Сепир, Б.Уорф: гипотезы «лингвистической относительности» и «лингвистического детерминизма»).

· Мышление и речь это тесно взаимосвязанные, детерминирующие друг друга, но относительно независимо формирующиеся функции (Л.С. Выготский).

4.4.1. Гипотезы лингвистического детерминизма и лингвистической относительности

Эдвард Сепир, Бенджамин Уорф

В речевых действиях человека присутствует: а) лингвистический детерминизм – язык причинно обусловливает мышление; б) лингвистическая относительность – каждый конкретный язык детерминирует особенности восприятия, мышления, понимания и интерпретации ситуаций.

· Все природные явления расчленяются (анализируются) человеком в направлении, подсказанном языком, которым он владеет и на который опирается.

· Человек выделяет, воспринимает и интерпретирует явления таким образом, как они организуются языковой системой.

· Речевое описание сходных физических и психических явлений позволяют создать у разных людей сходную картину действительности только при сходстве их языковых систем.

Различные категории опыта могут быть выражены с помощью различных языковых средств и способов: а) отдельными словами лексикона; б) частями слов, выполняющими грамматические функции; в) разнообразными синтаксическими средствами.

В разных языках наблюдается неэквивалентность лексического значения слов, которая проявляется в том, что с помощью слов используемых по отношению к одним и тем же референтам фиксируются и выделяются разные предметные признаки, свойства, отношения и связи. В разных языках грамматические средства устойчиво фиксируют и выражают различные категории предметных отношений.

Лексические различия языков выражаются: а) в наличии или отсутствии слова (термина) для какого-либо элемента реальности; б) в наличии или отсутствии обобщающих слов (терминов) для выражения определенных категорий; в) в языковом членении не дискретных (континуальных) свойств окружающего мира (цвета, запахи...). Например, на лексическом уровне языки различаются по тому, как с их помощью разграничиваются континуальные признаки предметов и явлений:

· Цветообозначения в языке Шона (народ в Родезии) соответствует английским: фиолетовый, сине-зеленый, зелено-желтый, оранжево-красный.

· Цветообозначения в языке Басса (Либерия) соответствует английским: фиолетово-сине-зеленый, желто-оранжево-красный (Слобин, Грин, 1976).

Критические замечания:

Языковые различия сводятся не к тому, что можно выразить на данном языке, а к тому, с какой относительной легкостью с помощью данного языка может быть зафиксировано или выражено то или иное предметно-семантическое содержание. При этом:

· Человек не столько воспринимает то, что означено языковыми средствами, сколько вербализует то, что ему необходимо зафиксировать как результат восприятия.

· Человек не столько запоминает то, что подсказывает ему язык, сколько использует язык для того, чтобы запомнить и актуализировать то предметно-семантическое содержание, которое ему необходимо.

· Человек не столько мыслит так, как ему это «диктует» язык, сколько использует язык, чтобы эффективно организовать мышление и зафиксировать результаты умственных действий.

4.4.2. Классификация психических функций человека в контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений

Каковы исходные направления развития психических функций у животных организмов?

Исходные формы психических явлений – это направленные на удовлетворение биологических потребностей актуализирующиеся с момента рождения взаимодействия животных организмов (обладающих органами чувств и органами перемещения) с внешней средой, в составе которых дифференцируются а) избирательная ориентировка во внешней среде; б) организация на основе ориентировки локомоторных и манипулятивных исполнительно-двигательных операций и действий.

У способных к научению высших животных в онтогенезе наблюдается накопление и отбор наиболее эффективных способов ориентировки и организации различных взаимодействий с окружающей средой, что обеспечивает: а) формирование мотивационных отношений к объектам и предметным условиям, которые способствуют удовлетворению биологических потребностей; б) усложнение и расширение взаимодействий с окружающей средой (научение и память).

С момента рождения взаимодействия субъекта с окружающим миром в исходных формах опираются на органы чувств, которые обеспечивают развитие способов ориентировки в трех взаимосвязанных направлениях: а) ориентировка в окружающей среде, которая исходно строится с опорой на экстерорецепцию; б) ориентировка в организации локомоторных и манипулятивных движений, которая исходно строится с опорой на проприорецепцию; в) ориентировка в состояниях собственного организма, которая исходно строится с опорой на интерорецепцию.

Исходная избирательность ориентировки и организации взаимодействий животных с окружающей средой определяются: а) биологическими (органическими) потребностями организма; б) системой избирательной «настроенности» органов чувств и психических функций животного на определенные свойства внешнего мира. Так, у низших животных процессы удовлетворения потребностей могут направляться «ключевыми раздражителями» – встроенными в анатомо-физиологические структуры организма специфическими формами реагирования на предметные признаки внешней среды (Лоренц, 1998). У высших животных такая избирательность обеспечивается приобретаемыми в течение индивидуальной жизни мотивационными отношениями к различным объектам и факторам внешней среды, которые прямо или косвенно служат или препятствуют удовлетворению биологических потребностей (Рис. 1). При этом в процессе эволюции животных способы ориентировки функционально совершенствуются в направлении от выделения свойств окружающей среде к выделению (восприятию и опознаванию) объектов и к установлению отношений и связей между объектами и свойствами объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: