Для развития у субъекта новых приемов произвольного внимания необходимо, наряду с формированием умений выполнять новые действия, параллельно формировать умственный автоматизированный план опережающего контроля, включающий пооперациональную проверку хода и верности получаемых результатов.
Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций: а) установление порядка операций и действий контроля; б) выделение четких критериев, по которым можно судить о верности или неверности получаемого результата.
При специально организованном планомерном усвоении действия его контрольная часть может осуществляться с помощью внешне заданных образцов, критериев, плана и преобразуется в опережающий образ пооперационального получения результатов при выполнении действия. В результате по мере преобразования в умственную форму и сокращения контрольная часть действия приобретает все характеристики самостоятельного умственного действия, которое:
|
|
· Полностью переходит в умственный план – становится идеальным.
· Не требует внешне организованного пошагового выполнения – становится «свернутым».
· Не нуждается в сознательном контроле со стороны субъекта – становится автоматизированным.
· Отделяется от конкретных задач, на основе которых исходно строится и начинает использоваться в составе множества других действий – становится обобщенным.
Как произвольный контроль может влиять на автоматизированные приемы организации и выполнения действий?
Действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации. Поэтому в процессах произвольного преднамеренного совершенствования навыков может наблюдаться временное снижение эффективности выполнения определенных действий.
Целенаправленное формирование произвольного контроля может вести к разрушению автоматизированных форм регуляции физиологических (вегетативных) функций организма. Поэтому контроль, направленный на физиологические процессы может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям – неврозам.
Языковые и знаково-символические средства в функциональной организации восприятия и представлений