В чем заключаются центральные психолингвистические механизмы организации человеческих форм восприятия?

На ранних этапах развития (уже с середины младенческого возраста) ребенок во взаимодействиях с другими людьми (в разделенных с другими людьми совместных действиях) учится подчинять процессы сосредоточения (внимание), а также выделять объект и исследовать его (восприятие) жестовым и речевым указаниям других людей. В результате строятся психические образы объектов и свойств объектов. Затем на основе формирующегося образа по речевым указаниям взрослых ребенок учится обнаруживать, выделять и опознавать знакомые объекты. В результате восприятие ребенка становится произвольно преднамеренно организуемым на основе речевых указаний взрослых.

В последующем (после 1 года) овладевая способами использования языка, ребенок учится с помощью речевых указаний направлять внимание других людей на окружающие объекты и организовывать процессы восприятия у взрослых.

По мере овладения способами использования языка ребенок овладевает самостоятельными умениями направлять и организовывать собственные процессы восприятия своим речевым указаниям. Это можно отчетливо наблюдать у детей в ситуациях, когда они опираются на «эгоцентрическую речь».

С этого момента на протяжении жизни умения и способности субъекта произвольно и преднамеренно направлять и организовывать восприятие у себя и у других людей с помощью языковых и других знаково-символических средств развиваются и совершенствуются в разных предметных областях взаимодействий с окружающим миром и людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: