В чем заключаются центральные психолингвистические механизмы актуализации представлений (вторичных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в отсутствие объекта?

Ориентировочно-исследовательские операции и действия, выполняемые ребенком по отношению к объектам окружающего мира с помощью органов чувств, являются средством и механизмом исходного формирования (построения) образа. Исходные образы и представления фиксируются на разнообразных тканях и функциях организма как последовательности организации и выполнения возможных операций и действий, обеспечивающих исследование и опознавание различных объектов.

Представления (вторичные образы) являются продуктом фиксирования и актуализации с помощью языковых и знаково-символических средств результатов, ранее выполнявшихся субъектом с помощью органов чувств ориентировочно-исследовательских операций и действий по отношению к объектам окружающего мира.

Актуализация вторичного образа в форме представления – это процесс сокращенного и преобразованного выполнения тех перцептивных операций и функций организма, которые исходно лежали в основе исследования объекта. У человека такие операции и соответствующие психофизиологические функции начинают актуализироваться не только при повторной встрече с соответствующими предметными условиями или объектами, но и по речевым указаниям (с помощью языковых средств) в отсутствии объекта (Зинченко, 1997; Ительсон, 2003). Вероятно в процессах фиксирования обобщенных способов ориентировки (психических образов) задействованы и вегетативные функции, которые тесно связаны с актуализацией эмоциональных процессов (Вилюнас, 1976; 1990; Тихомиров, 1984).

При этом актуализация и использование представлений происходит путем включения их в качестве ориентировочной основы в процессы организации действий и решения различных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: