Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?

Человеческие способы мышления формируются в процессах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими людьми, в которых задаются образцы ориентировки в обобщенных способах решения задач на основе установления обобщенных межпредметных отношений и связей.

По мере развития человеческого мышления (как в историческом развитии человечества, так и в онтогенезе), межпредметные отношения и связи начинают фиксироваться в качестве самостоятельных предметов ориентировки и противопоставляться соотносимым предметам и явлениям (Веккер, 1998). В результате фиксируется способ установления межпредметных отношений и связей, который используется в определенном диапазоне предметных ситуаций – фиксируется новая схема мышления, новый способ мышления.

Отношения и связи, устанавливаемые в ходе мыслительной активности, могут иметь последовательно-временной или структурно-пространственный характер. Отношения и связи могут устанавливаться между явлениями и действиями субъекта, между вторичными образами явлений (представлениями), между умственно «сконструированными» представлениями различной степени абстрактности, между знаково-символическими средствами и различными составляющими образа мира субъекта, и т.д. Установление межпредметных отношений и связей формируется в двух направлениях: а) в направлении расчленения и дифференцирования предметного мира (аналитическая мыслительная активность); б) в направлении синтеза и интегрирования продуктов познавательной деятельности (конструктивно-синтетическая мыслительная активность).

По мере развития, развернутые во времени умственные мыслительные операции и действия установления межпредметных отношений и связей сокращаются и приобретают характер: а) внутренних умственных симультанных (одномоментно обозреваемых) понятийных структур; б) умственных симультанных способов осуществления мыслительных операций и действий – новых мыслительных способностей. В результате формируется сложная функциональная система операций и действий, обеспечивающих установление межпредметных отношений и связей, которые реализуются на разных иерархических уровнях (Гальперин, 2002; Талызина, 1998; Якиманская, 1980):

· Уровень операций и действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей в реальных ситуациях взаимодействия субъекта с объектами (наглядно-действенное мышление).

· Уровень операций и действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей между образами воспринимаемых объектов, располагающихся в актуальной ситуации (наглядно-образное мышление).

· Уровень опосредствованных речью умственных операций и действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей между вторичными предметными образами – представлениями. При этом могут выделяться действия с образными представлениями предметов, которые отсутствуют в ситуации, и действия с образными представлениями абстрактных теоретических изображений, схем, моделей (надситуативное, отвлеченно-образное мышление).

· Уровень словесно-логических операций и действий, направленных на установление отношений и связей между понятиями, которые могут реализовываться: а) в форме умственных схем-действий, организованных внешними словами, знаками, символами; б) в форме умственных схем-действий, организованных внутренней речью, а также внутренними способами использования знаков и символов (понятийное мышление).

Последний уровень обеспечивается тем, что знаки и символы (прежде всего – языковые) замещают предметы и явления и выступают средствами: а) фиксирования значений – сохранения и передачи общественно-исторического опыта; б) организации мышления – оперирования понятиями и представлениями объектов и предметов, а также их преобразованиями во внутреннем плане умственных операций и действий; в) построения «второй реальности», «образа мира» – системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире (Лурия, 1979).

С опорой на знаково-символические средства также фиксируются логические и грамматические формы актуализации и организации сложных последовательностей мыслительных действий и операций. Логика и грамматика выступают одновременно продуктами и средствами мышления, которые приобретают формы синтаксических и логических правил организации слов для построения высказываний, с целью актуализации значений – представлений, понятий, суждений, умозаключений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: