Что лежит в основе феноменологических самоотчетов человека о субъективном фиксировании у себя разных психических функций, психических состояний?

Способности субъекта фиксировать наличие у себя психических образов, представлений, знаний об окружающем мире, о себе и других людях, а также возможность делать доступными для других людей через речевые и изобразительные действия результаты такого фиксирования – это результат развития рефлексивных способностей.

В качестве феноменов могут регистрироваться только результаты рефлексивной (осознаваемой) психической ориентировки, которые организуются, фиксируются и актуализируются субъектом с помощью языковых или других знаково-символических средств.

Такие способности зарождаются в процессах антропогенеза и исторического развития, по мере функциональной организации сознания – совокупности совместных знаний, которые обеспечивают обобщенные совместные способы ориентировки в мире на основе совместного использования языковых и других знаково-символических средств (Леонтьев, 1965, 1983; Петренко, 1997).

Языковые и другие знаково-символические средства в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) исходно между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) производно между знаково-символическими средствами и значениями; г) производно между субъектом и его собственными характеристиками и функциями. Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе произвольной организации субъектом собственного поведения и психических функций, выделения различных составляющих самосознания («Я-образ»,» Я-концепция», реальное и идеальное «Я» и т.д.), а также в основе развития психических функций, которые наиболее часто связывают с рефлексивными способностями субъекта (Выготский, 1983; Столин, 1983).

В соответствии с указанными направлениями использования знаково-символических средств во взаимодействиях с людьми, постепенно формируются и совершенствуются у ребенка сознательные рефлексивные формы ориентировки: а) в отношениях с другими людьми; б) в отношениях с предметами и явлениями объективного мира; в) в отношениях со знаково-символическими средствами и их значениями; г) в отношениях с самим собой – с различными особенностями своего поведения, собственного «Я» и собственной психики.

Таким образом, индивидуальное сознание, произвольность актуализации представлений и умственных действий, и рефлексивные самоотчеты появляются у ребенка по мере того, как внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные формы активности приобретают характер опосредствованных знаками умственных действий и операций. Результаты актуализации предметно-семантического содержания и его преобразования субъектом на основе умственных операций и действий, выступают предметом последующего самоанализа (рефлексии) и начинают составлять многообразие феноменологии, выражаемой с помощью языковых средств.

Исследования формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили раскрыть механизмы образования и актуализации рефлексии. В основе осознаваемых субъектом феноменологических самоотчетов лежат различные по направленности формы рефлексивной ориентировки субъекта, осуществляемой с помощью знаков и символов. Феноменологические результаты самонаблюдения и самоанализа, выражаемые субъектом на основе самоотчетов, получают объяснение через механизм преобразования ориентировочных компонентов предметно-практических действий в индивидуальные, опосредствованные знаково-символическими средствами, рефлексивные умственные действия (Выготский 1982, 1983; Леонтьев 1983, 2000; Гальперин, 1998, 2002).

В раннем детстве сфера феноменологических самоотчетов у ребенка отсутствует не по причине того, что ребенок «не умеет говорить и не может рассказать о своих ощущениях и переживаниях», а потому, что отсутствуют опосредствованные знаками умственные действия над соответствующими значениями, которыми ребенку еще только предстоит овладеть. У дошкольника сфера феноменов относительно бедна, неустойчива и фрагментарна, но по мере овладения опосредствованными знаково-символическими средствами способами рефлексивной ориентировки происходит накопление и расширение сферы феноменологических самоотчетов, степень развернутости которых расширяется на протяжении индивидуальной жизни.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в форме феноменов (словесных самоотчетов) субъектом фиксируются и выражаются не собственные психические функции как таковые, а результативные составляющие умственных действий, которые удается субъекту зафиксировать и выразить с помощью языковых средств (Гальперин, 1998; 2002; Веккер, 1998). Поэтому, регистрируя феномены, исследователь может только выдвигать предположения и делать косвенные выводы о ненаблюдаемых и не регистрируемых психических функциях, которые обеспечивают субъекту возможности фиксировать и воспроизводить феномены на основе использования знаково-символических средств.

* * *

Основываясь на изложенном выше, можно сделать вывод, что в зависимости от предметной отнесенности и направленности способов использования языковых и других знаково-символических средств, может быть выделено несколько основных направлений формирования рефлексивных действий и развития рефлексивных способностей, которые проявляются в различных типах феноменов, регистрируемых субъектом.

1. Рефлексия, возникающая на основе использования языка, знаков и символов в качестве средств фиксирования и организации взаимодействий и общения между людьми. В этом случае знаки и символы располагаются между субъектом и другими людьми. Предметной отнесенностью (предметно-семантическим содержанием) знаково-символических средств выступают различные характеристики людей, а также характеристики межличностных и социальных отношений. Языковые и знаково-символические средства используются для обозначения, осознания и рефлексии того: а) как люди включаются и реализуют различные взаимодействия; б) чем могут характеризоваться люди в различных взаимодействиях, отношениях, связях. Это те типы рефлексивности, которые исследуются в психологии общения, социальной психологии, психологии личности.

2. Рефлексия, возникающая на основе использования субъектом языка, знаков и символов в качестве средств выделения и фиксирования признаков, свойств, связей, отношений, которые характеризуют предметы и явления окружающего мира. Знаки и символы располагаются между субъектом и явлениями окружающего мира. Их предметной отнесенностью (предметно-семантическим содержанием) выступают различные характеристики предметов и явлений: свойства, связи, отношения. Знаково-символические средства используются в функции фиксирования операций, обеспечивающих ориентировку, планирование, исполнение, контроль и коррекцию способа достижения определенного результата (цели).

3. Рефлексия, возникающая на основе использования субъектом языка, знаков и символов в качестве средств выделения и фиксирования признаков, свойств, связей, отношений, которые характеризуют самого субъекта. В этом случае знаки и символы располагаются между субъектом и его собственными свойствами, качествами, характеристиками. Предметной отнесенностью языковых и других знаково-символических средств будут свойства и характеристики самого субъекта. Такие способы функционального использования знаков и символов обеспечивают осознание и рефлексию субъектом того, как он сам: а) включается в разнообразные межличностные взаимодействия и социальные отношения; б) организует и выполняет различные действия, а также овладевает различными действиями; в) приобретает на этой основе разнообразные человеческие характеристики, свойства, способности.

4. Рефлексия, возникающая на основе использования субъектом языка, знаков и символов в качестве средств выделения и фиксирования признаков, свойств, связей, отношений, которые характеризуют используемые субъектом языковые средства, знаки и символы. Предметной отнесенностью языковых и других знаково-символических средств в этом случае будут выступать другие знаки и символы: их материальная форма, предметная отнесенность, значения, способы их использования и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: