Как осуществляется овладение исходными эмоционально-экспрессивными приемами коммуникации в организации межличностных взаимодействий между младенцем и взрослыми?

В межличностных взаимодействиях люди опираются на экспрессивные средства (мимика, пантомимика, голосовые интонации), которые: а) имеют культурно-исторически развивающиеся формы традиционного и конвенционального использования и интерпретации; б) служат средствами регулирования и организации взаимодействий между людьми; в) фиксируются с помощью языковых средств и соотносятся с определенными эмоциональными состояниями и переживаниями.

Овладение способами использования экспрессивных средств ребенком в онтогенезе протекает во внешних разделенных с другими людьми взаимодействиях и предполагает ряд взаимосвязанных этапов:

· Исходное выражение младенцем эмоциональных состояний и отношений на основе спонтанной непосредственной экспрессии, которая выступает для других людей (взрослых) в качестве особых признаков, которые интерпретируются как определенные состояния или желания ребенка.

· В результате воздействия на других людей с помощью стихийно актуализируемых экспрессивных компонентов поведения, а также стихийного фиксирования вызываемых разными экспрессивными средствами ответных действий со стороны других людей, ребенок начинает избирательно использовать соответствующие экспрессивные средства.

· Такие экспрессивные средства, регулирующие межличностные взаимодействия, начинают выступать в качестве особых знаков: а) сначала для взрослых, которые организуют взаимодействия с ребенком в зависимости от экспрессивно выражаемых им состояний; б) производно для самого ребенка, который организует взаимодействия с взрослыми в зависимости от их экспрессии.

· Ребенок начинает стихийно организовывать взаимодействия с другими людьми, опираясь на определенные экспрессивные средства выражения собственных эмоциональных состояний, а также опираясь на распознавание экспрессивных средств, свидетельствующих о намерениях и эмоциональных состояниях других людей.

Учитывая спонтанность формирования механизмов экспрессивно-эмоциональных форм коммуникации и взаимодействий, взрослому полезно контролировать свое собственное поведение, которое стихийно формируется в ответ на экспрессию ребенка, с целью поддержания эмоционально позитивного фона взаимодействий. Поэтому взрослому важно контролировать свою собственную экспрессию, которая стихийно возникает во взаимодействиях с ребенком и может приобретать неосознаваемый взрослым устойчивый эмоционально негативный характер или просто быть неадекватной для организации взаимодействий с ребенком.

При этом стихийное формирование ответных форм поведения взрослого на удовлетворение требований ребенка, выражаемых с помощью экспрессивных средств, может фиксировать в репертуаре детского поведения устойчивые и систематические формы капризов, эмоционального недовольства и другие неприятные особенности эмоциональной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: