Содержание учебной дисциплины

Предмет и методы психолингвистики, как науки появившейся на основе психологии и лингвистики. Психологические и лингвистические истоки психолингвистики, теория порождения речи, экпериментальное изучение проблемы «язык - мышление», современные проблемы психолингвистики

Политика и процедура дисциплины.

Во время аудиторных занятий не разрешаются громкие разговоры, следует отключить звук мобильного телефона. Посещение занятий обязательное, исключение составляют пропуски по уважительной причине, которые следует отработать.

Строго выполняется график сдачи заданий по самостоятельной работе. За позднее предоставление заданий по СРС снижаются баллы. Активность на семинарах поощряется в один балл.

Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (СРС)

Виды работ Цель и содержание задания Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи
           
  Рассмотрение учений Осгуда и Миллера. Изучить в сравнительном плане учения Осгуда и Миллера [14], [15],[18],[19],[23],[24],[31]. Интернет-ресурсы Эссе «Осгуд и Милер: общее и различия в их учениях» нед
  Изучение истоков советской психолингвистики Анализ советского периода психолингвистики [2],[14],[18], [23], [27],[29]. Интернет-ресурсы Реферат на тему «Лингвистические и психологические истоки становления советской психолингвистики» 5 нед
  Расмотрение дефектов и нарушений речи Изучить механизм восстановления речи при ее нарушениях [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы Доклад по изучаемой теме с последующей презентацией на СРСП 7 нед
  Формирование детской речи Изучить в функциональное развитие детской речи [2], [6],[8],[19], [22],[25],[29] [32],[33]. Интернет-ресурсы Доклад на тему «Исследование детской речи» нед
  Эксперимент в психолингвистике Рассмотреть экспериментальное изучение речевой деятель ности [3,[4],[11], [14], [26],[27]. Интернет-ресурсы Реферат на тему «Экспериментальные исследования речи в психолингвистике» 12 нед
  Разновидности речевого поведения Анализ речевого поведения [5],[6],[9], [13],[20], [28] Интернет-ресурсы Презентация доклада на тему «Речевое поведение. Речевые стратегии». 14 нед

План практических занятий (семинара)

Название темы Задание (вопросы) Рекомендуемая литература Неделя
1. Психолингвистика как вариант лингвистики. 1. Психолингвистика и лингвистика 2.Определение психолингвистики. 3.Предмет психолингвистики. 4.Отличительные черты психолингвистики. [15], [18], [23] Интернет-ресурсы 2 нед
2. История возникновения психолингвистики. 1.Предпосылки появления психолингвистики. 2.Ассоцианисткое направление в психолингвистике 50-х годов. 3.Достоинства и недостатки ассоцианистского подхода к речевому поведению [15],[18],[23],[31 Интернет-ресурсы 3 нед
3. Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике. 1.Порождающая грамматика Н.Хомского. 2.Трансформационная грамматика Н.Хомского 3.Трансформационисткое направления в психолингвистике [14],[18],[19],[24] Интернет-ресурсы 4 нед
4. Становление советской психолингвистики. 1. Лингвистические истоки советской психолингвистики. 2. Психологические истоки психолингвистики 3.Модель порождения высказывания А.А.Леонтьева [2],[14],[18],[23], [27],[29]. Интернет-ресурсы 5 нед
5. Овладение языком как системой 1.Структура языка и строение мозга. 2. Врожденность языковой способности человека. [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы 6 нед
6. Языковое сознание. 1. Слово в сознании человека. 2.Психолингвистический аспект грамматики. 3.Текст в речевой деятельности. [4], [6],[10], [14],[21],[22] Интернет-ресурсы 7 нед
  Исследование детской речи. . 1.Функциональное развитие детской речи. 2. Формирование механизма внутренней речи 3.Детское словотворчество. [2], [3],[6],[13],[22], [26],[33] Интернет-ресурсы   8 нед
8. Экспериментальное изучение речевой деятельности. 1.Достоинства и недостатки эксперимента в языке. 2.Семантическое исследование в речевой деятельности. 3.Основные типы ассоциаций. [4],[11],[15],[18], [27] Интернет-ресурсы 9 нед
9. Становление языковой личности 1.Формирование письменной речи. 2.Стратегия дискурсивного мышления 3. Формирование дискурсивной компетенции. [2],[5],[15], [23],[29] Интернет-ресурсы 10 нед
  Разновидности речевого поведения. 1.Языковая личность и культура. 2. Речевое поведение и невербальное общение. [2], [3],[6],[17],[20],[23] Интернет-ресурсы 11 нед
  Психолингвистика межличностного общения 1.Статусно-ролевая структура межличностного общения. 2.Психолингвистическая конфликтология. 3. Языковая личность и речевые жанры. [3],[11],[15], [20] Интернет-ресурсы 12 нед
  Проблема семантики в психолингвистике 1.Значение и смысл в психолингвистике. 2. Экспериментальное изучение значения. 3. Психолингвистика в переводе. . [4],[15], [17], [25] Интернет-ресурсы 13 нед
  Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности 1.Понятие «социально дифференцированной» личности. 2.Речевая деятельность в структуре социальных отношений. 3.Социализация личности и социальные аспекты речевой деятельности.. [5],[6],[9],[11],[17],[23] Интернет-ресурсы 14 нед
  Психолингвистика дискурса 1. Невербальные компоненты устного дискурса. 2. Паралингвистика письменной речи [9],[16],[20],[21], [28] Интернет-ресурсы 15 нед
  Психолингвистика и криминалистика   [3],[15] Интернет-ресурсы 15 нед

План занятий в рамках СРСП

Название темы Цель занятия Задание и литература Форма проведения
  1. Психолингвистика как вариант лингвистики   Знакомство с соотношением психолингвистики и лингвистики.   Изучить положения теоретические положения [15], [18], [23] Интернет-ресурсы Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме.
2. История возникновения психолингвистики Изучить историю и периодизацию возникновения психолингвистики. Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [15],[18],[23],[31 Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2. Опрос и индивидуальная беседа
3. Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанист ского направления в психолингвистике Показать роль порождающей (генеративной) грамматики в становлении психолингвистики Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. 14],[18],[19],[24] Интернет-ресурс 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2.Беседа на тему «Значение грамматики Н.Хомского для становления американской психолингвистики»
4. Становление советской психолингвистики Знакомство с советским периодом психолингвистики Изучить психологические и лингвистические истоки советской психолингвистики. [2],[14],[18],[23], [27],[29]. Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2.Защита рефератов по теме «Истоки советской психолингвистики»
5. Овладение языком как системой Изучение теоретические и практические положения о структуре мозга: речевые зоны мозга. Нарушения речи. Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы Доклады по изучению патологии речи
6. Языковое сознание Рассмотрение понятий «языковое сознание», слово, грамматика и текст в психолингвистике. Изучить теоретические положения о языковом сознании [4], [6],[10], [14],[21],[22] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2.Беседа на тему «Проблемы семантики в психолингвистике»
7. Исследование детской речи. . Показать особенности формирования детской речи. Изучить механизмы формирования детской речи [2], [3],[6],[13],[22], [26],[33] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2. Круглый стол «Детское словотворчество»
8. Экспериментальное изучение речевой деятельности. Рассмотреть роль эксперимента для изучения речи Изучить виды эксперимента в психолингвистике [4],[11],[15],[18], [27] Интернет-ресурсы Представление и обоснование психолингвистических экспериментов
9. Становление языковой личности Показать основные этапы становления языковой личности Подготовиться по следующему вопросу: Формирование речевых компетенций [2],[5],[15], [23],[29] Интернет-ресурсы Беседа на тему «Формирование дискурсивной компетенции»
  Разновидности речевого поведения. Рассмотрение видов речевого общения Изучить соотношение языковой личности и культуры [2], [3],[6],[17],[20],[23] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «Виды речевого поведения».
  Психолингвистика межличностного общения Показать статусно-ролевую структуру межличностного общения Рассмотреть виды речевых жанров. Изучить теоретический материал. 3],[11],[15], [20] Интернет-ресурсы Дискуссия на тему «Конфликтология в психолингвистике»
  Проблема семантики в психолингвистике. Рассмотрение специфику экспериментального изучения значения. Изучить особенности психолингвистики в переводе [4],[15], [17], [25] Интернет-ресурсы Круглый стол «Значение и смысл в психолингвистике»
  Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности. Показать социальные аспекты речевой деятельности. Рассмотреть речевую деятельность в структуре социальных отношений 5],[6],[9],[11],[17], [23]Интернет-ресурсы Беседа на тему «Психолингвистические проблемы социализации личности»
  Психолингвистика дискурса Рассмотреть компоненты устного дискурса. Изучить особенности невербального устного дискурса [9],[16],[20],[21], [28] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «».
  Психолингвистика и криминалистика   [3],[15] Интернет-ресурсы  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: