Профилактика и консультативная помощь при СЭВ

Оказание помощи клиентам с СЭВ можно разделить на три уровня: индивидуальный уровень – выработка адаптивных форм поведения, нивелирование клинических проявлений; межличностный уровень – оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами и членами семьи; организационный уровень – вопросы связанные с оптимизацией обстановки на работе и улучшением условий труда (Ларенцова Л. И., 2002).

Как правило, в рамках консультирования мы можем проводить мероприятия в рамках первого уровня. Остальные же уровни доступны нам только в плане рекомендаций. Важной мишенью консультативной помощи при СЭВ будет искаженное представление клиента о собственном состоянии и его причинах, что создает дополнительный источник эмоциональных переживаний. В таких случаях возможно, например, использование техник Рациональной психотерапии для разъяснения клиенту «доброкачественности» имеющихся у него симптомов. Консультанту необходимо четко, доступно и обоснованно изложить клиенту суть его проблемы, подчеркивая ее психогенную основу.

Для борьбы с «эмоциональным выгоранием» нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.

2. Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СЭВ.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы - это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.

5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ.

6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.

7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.

Достаточно действенным средством «лечения» и профилактики СЭВ является непрерывное образование и повышение квалификации. Это связано с тем, что в современном мире знания, полученные в период базового профессионального обучения, достаточно быстро устаревают и дополняются новыми. В зарубежной литературе фигурирует такая единица измерения устаревания знаний специалиста, как «период полураспада компетентности». В данном случае этот термин означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда, в результате устаревания полученных знаний, по мере появления новых знаний и новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. Периодическое повышение квалификации, во-первых, дает возможность, время от времени, переключаться на другой вид деятельности – учебу, давая себе, тем самым, возможность абстрагироваться от рабочих проблем. Клиенты получат возможность не зацикливаться только на работе и рабочих взаимоотношениях. Во-вторых, позволяет более высоко оценивать собственные профессиональные навыки и качества, удовлетворить стремление к самосовершенствованию в профессии, почувствовать уверенность в собственных силах, в способности составить конкуренцию другим специалистам. В-третьих, периодически повышая квалификацию, люди не только имеют возможность поднять самооценку, но и объективно становятся более профессиональными и ценными сотрудниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: