Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике

1469-1527 гг. – годы жизни Макиавелли. Происходил он из древней флорентийской патрицианской семьи. Семья, хоть и бедная, но гордая традиций с трудом перебивалась, но все же Никколо получил качественное образование (домашнее, но основательное) и в последующем получил должность секретаря коллегии 10 и занимал ее в течение 14 лет подряд. Будучи секретарем республиканского правительства, он выполнял важные дипломатические миссии и поручения. В качества посла побывал в 16 странах. В 1512 году попал в опалу, был лишен должности, сослан в деревню под Флоренцией (родовое имение, маленький крестьянский дом). Будучи отстраненным от политической деятельности Макиавелли получил много времени для написания своих книг. «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» и «Государь» (Принципс, Князь – это все одно и то же). Макиавелли – политик по призванию. В них соединялась замечательная ученость с превосходным знанием людей, оказалось, что анализ Макиавелли не знал никаких преград, острый ум. Это действительно тот автор, который не может быть истолкован однозначно. Данные произведения являются настольными книгами многих политиков (Сталин, Ленин, Муссолини). Господствовать над людьми – страсть, которая владела Макиавелли. Свою политическую теорию он строит исходя из своих взглядов на природу человека.

По его мнению, люди злы и склоны придаваться этим наклонностям всякий раз, как представится случай. Правитель должен исходить из того, что род людской неблагодарен, непостоянен, труслив при опасности, жаден на прибыль. Тот, кто будет полагаться на добрые качества людей, непременно будет обманут. Правитель без сомнения должен иметь нравственную цель – общее благо. Но эта благая цель оправдывает всевозможные средства и там, где нельзя действовать добром, надо решиться на всяческие злодеяния. Правитель должен держаться добра, но не бояться и зла.

Постоянно черпая уроки из современной его действительности и из прошлого, Макиавелли учит людей как следует вести дела. Он излагает секреты политического искусства. При этом у него, однако, есть свой идеал. Он имеет и свой идеал, таким идеалом является для него Древний Рим. Чтобы показать на примере римлян, как следует поступать в политике, Макиавелли пишет о первой декаде Тита Ливия.

Оно начинается с объяснения о различии форм правления. Он почти буквально следует Политию. Из чистых форм Макиавелли отдает предпочтение демократии. Макиавелли полагает, что народ, хорошо устроенный и связанный законами в целом мудрее, постояннее и благоразумнее. Однако это предпочтение не является безусловным. Будучи политиком от бога он прекрасно понимал, что каждая форма имеет свои достоинства и недостатки. Необходимым условием демократии является доблесть граждан. Развращенный народ не в состоянии поддерживать у себя свободу, ему нет спасения вне монархии; только сильная единоличная власть способна исправить такой народ. К демократии не способны и народы, привыкшие к рабству. Народ, не испорченный деспотизмом, может быть при демократии. Но для устройства новых государств монархия является лучшей. Аристократия хороша для небольших и замкнутых государств, но совершенно непригодна для государств, вынужденных постоянно воевать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: