Политические и правовые идеи Реформации

В 16 веке началось широкое социально-политическое движение против католической церкви, получившее название Реформации. Первоначально деятели реформации хотели простого очищения существующей церкви, возврата веры к чистоте писания. Реформация для них означала именно то, что содержится в этимологии этого слова – преобразование, очищение, обновление. Приближение к забытому существующему учению.

Католическая церковь вовсе не собиралась уступать своих позиций, не желала отказываться от своей роли главного воспитателя, практически во всех сферах жизни она вовсе не хотела выпускать на свободу, отсюда и борьба, которая шла почти все 16 столетие, в ходе которой выделяются новые религиозные формы. Так как церковь упорно не желала идти на уступки, задачи реформаторов изменились и они решили организовать спасение веры не внутри католической церкви, а вне ее, воздвигнув новую церковь в стороне от старой на фундаменте Евангелие. Так появилось новое направление христианства – протестантизм. Протестантизм появился под знаменем свободы. Эта свобода состояла в избавлении верующих от принудительного авторитета церкви, от всякого церковного закона, от всяких обрядов, это все заменялось личным отношением человека к Богу. От человека требовались лишь личные чувства, вера в Христа, а не исполнение установленного церковью закона – краеугольный камень протестантизма.

Требования выполнения определенных дел и исполнение церковных законов для вечного спасения изобретено духовенством для того, чтобы подчинить человека внешней дисциплине и постоянно держать его под своей властью. На место церковного авторитета реформаторы ставили единственно личную веру.

Реформация была переворотом не только в теологии, но также и в политике, культуре, умах людей. Как религиозное учение, протестантизм отличался от католичества. В богословском отношении едва ли можно считать протестантизм шагом вперед. Но в остальных сферах – безусловно. Протестантизм возвысил человека и его значение. Во всеуслышание был провозглашен принцип индивидуальной свободы и свободы совести, мысли, слова, духа. В протестантских землях впервые были утверждены все свободы и оттуда начали свое шествие по миру.

В ходе реформации выковывался новый человек – человек деятель, человек творец своей судьбы. Зарождались принципы достойного предпринимательства, формировалась деловая этика, культ труда. Именно протестантизм дал Европе нового человека, свободного, активного, ответственного, человека безупречной деловой честности, верного данному слову. Протестантская этика способствовала перевороту, определила характер западного сознания и привела к восхождению Европы.

В протестантизме вступавшая на политическую арену буржуазия нашла свое знамя, свое идейное оружие. Реформация готовила духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций. Она была, по словам Гегеля, смыслом истории новой эпохи.

Протестантизм уничтожил церковную иерархию, призвав всех верующих без различия к участию в церковном управлении. Церковь у протестантов превращалась чисто в демократическую общину, где у всех были одинаковые права.

Как церковь строила отношения с государством? Ведомство церкви должно ограничиваться лишь поучением и нравственной дисциплины. Всякое вмешательство ее в светские дела признавалось незаконным. Несмотря на это стремление протестантов разделить оба союза, протестантизм вел к их смешению. Это легко объяснялась, так как у протестантов выступает одна и та же община в управлении церковью и государством. Но при таком подходе легко было власть, установленную в одном союзе, перенести на другой. Именно это и произошло. Если у церкви отрицалось право вмешательства в мирские дела, то ведомства светской власти стало распространяться практически на все, без изъятия. На нее, как на представительницу всех интересов верующих стало возлагаться и попечение о делах веры. Церковь через это становилось подчиненным государству союзом и превращалась, по сути, в орган государства по делам веры, чего протестанты сами не могли не видеть, не осознавать.

Реформация была практически революцией, она не была произведена сверху. Частные люди объявили существующую веру неправильно и начали формировать новую. Как ни старались протестанты сойтись в общем толковании Евангелистских истин. Протестантизм не мог образовать единой религии, он сразу же разделился на множество направлений: лютеранская церковь, кальвинистская церковь, англиканство, анабаптисты и многие другие. Главное направление протестантизма воплощается в лютеранах и кальвинистах.

Одним из зачинателей реформации был Мартин Лютер.

Мартин Лютер (1483-1546гг.) – основатель германского протестантизма. Родился в Айслебене в деревенской семье. Он часто повторял о том, что он сын крестьянина, его отец, сын, прадед были истинными крестьянами. Под давлением отца Мартин поступил в лучшее учебное учреждение тогдашней Германии, потом окончил его со степенью магистра свободных искусств. Однако его влекло в другом направлении, потом он становится монахом в Эрвудском черном монастыре.

В 1508 году он был приглашен настоятелем городской церкви в Виттенберг и едва ли тогда, кто мог подумать, что небольшой городок вскоре станет Римом еретиков, второй христианской столицы.

Именно в Виттенберге Лютер получил степень доктора богословия и приобрел европейскую известность как церковный реформатор. 31 октября 1517 года на вратах Виттенбергской церкви были прибиты его знаменитые 95 тезисов против учения об отпущении грехов (дата начала реформации).

В них разъяснялось, что подлинное покаяние не может быть актом купли-продажи, здесь отвергалась мысль о сделке человека с Богом, отвергалась пресловутая связь церкви и чистилища, гарантии церковного оправдания и спасения.

Сам Лютер оставался (считал себя) добрым сыном католической церкви, он не рассматривал эти тезисы как вызов католической церкви, скорее это приглашение к ученой дискуссии. Настоящий разрыв его с Римом произошел 3 года спустя, когда Лютер публично сжег Папскую гулу об отречении его от церкви.

В 1520 году были написаны главные труды Лютера, которые отрицали весь строй католической церкви. Сердцевина учения Лютера – оправдание только верой. Католицизм строился на том, что человек оправдывается добрыми делами, а степень богоугодности и искупления греха оценивала церковь, которая выступала посредником между богом и человеком. Она же определяла и размеры наказания за тот или иной проступок. Лютер же объявил церковь единственным путем спасения души, который даруется человеку непосредственно Богом, а добрые дела – лишь последствия веры в Христа. Самые острые статьи (главные реформаторские труды) вышли в 1520 году, в которых отрицался все строение христианской церкви.

В обращении к христианскому дворянству немецкой нации Лютер осуждал как противное писанию 1) различение званий светского и духовного и 2) исключительное право Папства толковать писания.

Здесь им обосновывается принцип всеобщего священства, суть которого состоит в том, что каждый верующий является священником, т.е. толкователем и проповедником слова Божьего. Если раньше рядовой верующий не мог общаться с Богом напрямую, так как он не был посвящен, то теперь Лютер говорит о возможности для каждого чистого душой христианина общаться с Богом без посредничества церкви, тем самым он отверг претензии духовенства на контроль за верой и совестью. Это было провозглашением равенства людей в делах веры. Тезис этот освобождал верующих от каких-либо посредников, авторитетов, незыблемых толкований (запретов), т.е. давал простор внутренней вере, автономность личности. «Превращение мирян в попов» – потом так назвали это марксисты.

В этой же работе Лютер отверг авторитет Папских декретов и посланий, говорил о необходимости восстановления священного писания, здесь предлагалось сократить количество кардиналов, суд Рима (суприма?!) над церковью упразднить, индульгенцию, церковное наказание, богомолье, излишние церковные праздники – все это предлагалось упразднить. Здесь же Лютер настаивает на борьбе с заблуждениями одной лишь силой слова, уничтожение нищенства, реформация университетского образования, требование веротерпимости.

В небольшом сочинении «О свободе христианина» Лютер строит свой церковный идеал. Речь идет о том, что церковная община должна иметь демократическую основу и духовные лица должны назначаться и смещаться волею всей общины. Таинства он сводит к 2 (из 7): Крещение и Причащение. «О монашеском обете»: резко выступает против аскетизма и монашества. Подобно тому, как индульгенция есть попытка откупиться от бога деньгами, абсурдные терзания плоти - также попытка пойти на сделку с Богом, которому не нужны эти пустые демонстрации. Это сочинение привело к безлюдью монашеских монастырей, люди тысячами покидали монастыри.

После знаменитой речи в Ворсме при возращении в Виттенберг Лютер исчез. Очень долго никто не знал, где он. Лютер стал национальным героем. Не было человека в Германии более популярного, чем он. Вдохновленные его идеями широкое движение в Германии вышло за рамки церковной реформы, тогда партия крайних заявляет более решительные требования.

Лютер сообщает о разрыве с ней, и гневно обрушивается на партию. Он старается поддержать светскую власть своим авторитетом; в работе «О светской власти» 1523 года он указывает на божественность этой власти и говорит, что она обязана мечом охранять существующие порядки. Он уточняет, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода вполне совместима.

Он стоит за безусловным повиновением власти (авторитетом власти), а любое восстание должно быть подавлено и осуждено. Лютер отрицает право подданных на сопротивление властям. Непослушание властям – грех более тяжкий, нежели убийство, прелюбодеяние. Раздробленность Германии сохранилась еще на 300 лет.

Он был еще и талантливым писателем, поэтом, переводчиком (особенно Библии). Библия сделалась поистине семейной книгой. Это та книга, которая скрепила политически вероисповедную разгромную страну. Расцвет литературы в Германии связан с переводом Лютера. Он был также и музыкантом («10 духовных песен»; «Коралл»).

В области социально-политической можно отметить:

1) Прекратился отток громадных денежных средств в Рим

2) Упразднились многочисленные церковных праздников (стимулировало предпринимательской и трудовой деятельности)

3) Ликвидация Таинств

4) Сокращение значительной доли расходов, связанных с содержанием церкви

Все это, несомненно, связано с реформами Лютера в Германии. Мартин Лютер – величайший реформатор, создавший первое учение (смысл истории новой эпохи), победившее устои.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: