Этапы становления налоговой системы

Национальный доход и государственный бюджет пополняются, в основном, за счет налогов, за счет налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

В современных условиях через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, в то время как накануне Второй Мировой войны этот процент составлял 12-20%. Удельный вес налогов в валовом национальном продукте вырос, в среднем, с 18% до 30-70%%. Из них наибольший удельный вес имеют НДС и подоходный налог с юридических лиц. НДС и акцизы имеют большое значение в формировании госбюджета не только в РК, но и странах Европейского сообщества, Австрии, Норвегии и др. На их долю приходится 30-50% всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов.

Налогообложение, как элемент, присуще всем государственным системам и прошло многолетний путь развития. На рисунке 1 представлена история форм и методов взимания налогов. В то же время, следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.

Налоговые системы стран формируются за счет различных налогов, которые на практике предстают в виде разнообразных форм со множеством национальных особенностей.

По набору налогов, их структуре, ставкам, способам взимания, льготам, налоговой базе, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга и на первый взгляд кажутся несравнимыми. Однако при более внимательном анализе выявляются их общие черты, которые могут быть сведены к следующему.

Во-первых, это постоянный поиск путей оптимизации фискальной характеристики налогов, т.е. увеличения налоговых доходов; во-вторых, применение общепринятых принципов построения налоговой системы: равенства, справедливости, эффективности налогообложения.

Оптимизация фискальных возможностей налогов, в основном, осуществляется в рамках налоговых реформ через введение новых налогов, расширение налогооблагаемой базы, применение прогрессивной шкалы налогообложения, перераспределение налогового бремени и т.д.

Принципы налогообложения, применяемые при построении налоговых систем, в целом, не однозначны и зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории.

Однако, несмотря на это, они носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эти условия не всегда оптимальны, поэтому ученые-экономисты, социологи вынуждены вести постоянный поиск правил и принципов построения оптимальной налоговой системы.

К наиболее важным принципам налогообложения можно отнести следующие:

- принцип справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным и соразмерным получаемым доходам или благам (вертикальное и горизонтальное равенство);

- принцип экономической нейтральности - налоги не должны оказывать влияние на принятие субъектами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

- принцип соответствия экономической политике - налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

- принцип простоты - налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и не должна допускать произвольного толкования налогового законодательства;

- принцип экономичности - административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Рассматриваемые принципы используются при оценке качества налоговой системы практически во всех государствах мира.

Для налоговых систем развитых стран характерны следующие тенденции.

- Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на доходы не одинакова и подвержена определенным колебаниям.

- В большинстве стран ОЭСР до 1975 г. наблюдалась тенденция роста удельного веса подоходного налога и взносов в фонды социального страхования при неизменной доле налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

- Доля налогов с оборота и продаж и доля акцизов во многих странах была приблизительно одинаковой. Однако в 70-80-е годы роль первых постоянно увеличивалась, а акцизов - снижалась.

Классификация налогов на прямые и косвенные подразумевает обложение, с одной стороны, доходов, а с другой - расходов. На самом деле граница между ними весьма условна и зависит от возможностей переложения налогов. Условно только деление налогов на прямые и косвенные, а не сама система прямого и косвенного обложения доходов.

В последние 20 лет соотношение прямых и косвенных налогов в промышленно-развитых странах мира выглядело следующим образом:

- в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии преобладают прямые налоги, а во Франции, Австралии, Ирландии, Италии, Испании и Греции - косвенные налоги;

- более или менее уравновешенную структуру в настоящее время имеют Норвегия, Финляндия и Швеция;

- в целом, по странам ОЭСР происходит сдвиг в сторону прямых налогов. Проблема оптимального соотношения прямых и косвенных налогов является актуальной в любой экономике. При их введении возможны последствия, которые зависят от способов взимания налогов, структуры ставок, налоговой базы и сферы действия налогов. В свою очередь, реакция экономики на налоговую систему зависит от структуры рынков, условий спроса и предложения.

Исследование становления налоговых систем развитых стран мира свидетельствует о том, что при слабой экономике в структуре налоговых доходов превалируют косвенные налоги, а при сильной - акцент перемещается на прямые налоги.

Требования для создания оптимальной налоговой системы:

1) распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою справедливую долю в государственные доходы;

2) по возможности, налоги не должны оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);

3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

4) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

5) налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования и быть понятным налогоплательщикам;

6) административные издержки по управлению налогами и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так, принцип равенства требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости.

Не менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему в свою очередь зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям.

Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределение налогового бремени. Конечный результат перераспределения зависит от взаимодействия всех указанных факторов.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых расходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

В Республике Казахстан развиваются новые сегменты финансового рынка: депозитный рынок, страховой рынок, накопительные пенсионные фонды, фондовый рынок, это говорит о новом этапе развития налогов и налогообложения, о необходимости реформировании действующего налогового законодательства.

Поскольку при переходе к рыночной экономике на первое место выходит проблема пополнения национального дохода и госбюджета, то исследование вопросов, связанных с организацией налогов и налогообложения в РК приобретают особое значение. С помощью госбюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта.

На сегодняшний день государство сталкивается с проблемой недостаточности поступлений в бюджет. Эту проблему можно решить: введением новых налогов, платежей, сборов; повышением ставок и тарифов по действующим обязательствам; постоянно менять налоговые льготы и др.

Но все эти меры могут дать сиюминутный результат. В последствии же налогоплательщики уйдут в теневой бизнес, не будет доверия государству.

В целом налоговая система сложилась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, основными из которых являются:

1) социально-экономическое развитие республики и регионов;

2) развитие финансовой системы в республике;

3) использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.

История и практика развития налоговой системы позволяет выделить пять желательных характеристик любой налоговой системы - это:

1) Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2) Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3) Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.

4) Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5) Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в подходе к различным индивидуумам.

Современная налоговая система РФ характеризуется следующими признаками:

- базируется на основе закона, а не подзаконных актах,

- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый налоговый контроль со стороны Налогового Комитета Министерства Финансов;

- предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислений с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;

- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;

- предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь.

Необходимо отметить позитивные стороны современной налоговой системы:

- отвечает требованиям рыночных отношений;

- максимально приближена к мировым стандартам;

- использует единые правила налогообложения.

В то же время, следует отметить недостатки существующей налоговой системы:

- фискальный подход к налогообложению;

- нестабильность налогового законодательства;

- высокий уровень налогообложения юридических лиц;

- параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Первый этап развития налоговой реформы (с 1991 года по июнь 1995г.)

В Республике функционировали более 40 видов налогов:

1) общегосударственные налоги;

2) общеобязательные местные налоги;

3) местные налоги.

Второй этап развития налоговой реформы (с июля 1995 года по 2000 г.)

Сокращение налогов до 11. Подразделены на общегосударственные и местные. С 1996 года внесено более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап развития налоговой реформы (с 2000 года по 2002 год)

Разработка и принятие Налогового Кодекса.

Четвертый этап развития налоговой реформы (с 2002 года) - необходимость регламентации отдельных положений и исключения возможности двойственного толкования отдельных норм заставляет ежегодно вносить изменения в налоговое законодательство.

С момента последней налоговой реформы в январе 2002 года в экономике страны произошло много изменений. Стимулирование экономического роста реального сектора экономики осуществляется через упрощение порядка налогообложения, а также снижения налоговой нагрузки. Поиск оптимального размера налоговых ставок должен обеспечить баланс интересов государства и налогоплательщика. Это достаточно сложный вопрос, поскольку связан с формированием доходной части бюджета. Принятие решения по снижению ставок требует предварительного тщательного анализа влияния последствий, комплексного подхода и учета опыта аналогичных процессов, происходящих в других государствах. Состояние финансово-хозяйственной системы страны позволило снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16% до 15%, с 1.01.2007 г. -14%, в 2008 году - 13%; в 2009 году - 12%.

Переход с 1.01.2007 года по индивидуальному подоходному налогу на единую фиксированную ставку 10% упрощает порядок исчисления данного налога. Как и в любом другом налоге, самым спорным вопросом является размер ставок. До 1.01.2007 года применялась прогрессивная шкала от 5 до 20%. Весь смысл заключался в том, что, чем больше доход у физического лица, тем по более высоким ставкам он уплачивает налог.

Развитие экономики страны в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке в решающей степени зависит от развития инновационной деятельности. Одной из важных стимулирующих мер по созданию новых производств, обновлению парка оборудования и машин является проводимая государством амортизационная политика, дающая возможность обновления основных фондов предприятия.

За последние 3 года созданы определенные льготные условия в налогообложении лиц, реализующих инновационные проекты и создающие новые инновационные производства.

Кроме возможности получения налоговых преференций налогоплательщику, заключившему концессионный договор с Правительством РФ на реализацию инфраструктурного проекта в период строительства новых объектов, с 1.01.2007 года предоставляется возможность облагать налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке оборот по реализации товаров собственного производства. В настоящее время налоговая система ориентирована на усиление стимулирующей роли налогового законодательства в повышении деловой активности и развитии производства.

Новое налоговое законодательство РФ является исключительно важным, так как должно обеспечить поступательное развитие экономики. Его целью является сохранение баланса интересов, с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и, с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: