Задачи:
· Уточнить и расширить знания о психолингвистических механизмах онтогенеза речевой деятельности ребёнка.
· Развивать умения устанавливать связи между различными факторами в речевом развитии (предметным действием, эмоциональной и познавательной активностью, социальным опытом, потребностью содержательного общения со взрослыми, различными видами деятельности, когнитивным развитием, состоянием психофизиологических механизмов речи).
· Закрепить сведения о принципах периодизации речевого развития ребёнка и о различных подходах к объяснению психолингвистических механизмов онтогенеза.
· Формировать умения адаптировать методику исследования экспрессивной речи детей.
· Учить анализировать и квалифицировать полученные продукты речевой деятельности детей.
Содержание:
1. Подобрать методику исследования экспрессивной речи детей, включая наглядный материал.
2. Исследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции, особенности операций порождения связного речевого высказывания) детьми с ОПФР.
|
|
3. Провести психолингвистический анализ семантической структуры и лингвистических единиц полученных текстов. Представить в протоколе не менее пяти самостоятельных связных высказываний детей.
4. Охарактеризовать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с ОПФР, сравнить с нормой.
5. Обосновать направления и содержание коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии, гл. 3. – М.: Просвещение, 1987.
2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности, гл. 3. – М.: Наука, 1973.
3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Просвещение, 1978.
4. Речь и общение / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1984.
5. Ушакова Т.Н. Психолингвистика: Уч. пос. для студ. – М., 2005.
6. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.Н. Язык и дети. - М.: Просвещение, 1981.
Лабораторное занятие № 4.
(для самостоятельного проведения)