Задачи: формировать умения студентов исследовать категориальные значения и понятия у детей с ОПФР; определять этапы овладения значениями слов детьми, уровень овладения понятиями; характер познавательных процессов, стоящих за значением слова; намечать этапы словарной работы с детьми, исходя из результатов обследования значений и понятий.
Содержание:
1. Выявление особенностей усвоения значений слов у детей с ОПФР (характера связей, стоящих за словом).
2. Комментарии к выявленным особенностям усвоения значений слов у детей с ОПФР (в сравнении с нормально развивающимися детьми):
· причины и характер нарушения значений слов;
· виды нарушений усвоения значений слов у детей с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неуместное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов.
3. Прогноз отрицательного влияния выявленных нарушений в усвоении значений слов на дальнейшее речевое и когнитивное развитие ребенка.
4. Основные обсуждаемые вопросы занятия:
- Технология обследования усвоения значения слова.
- Причины нарушения развития значений слов и понятий у детей.
- Принцип предупредительного подхода к детям с ОПФР при проведении словарной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 1999.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1963.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1998.
4. Леонтьев А.А. Теоретические основы речевой деятельности. - М., 1973 (гл. 13).
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1969, - М., 1999.
6. Теория речевой деятельности/Под ред. А.М. Леонтьева. - М., 1973.
Лабораторное занятие № 2.
Тема: «Импрессивная речь»
Задачи:
· Углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов.
· Показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц.
· Научиться адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к младшим школьникам с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
· Сформировать практическое умение обследовать понимание речевых единиц у младших школьников с различными проблемами развития.
· Научиться анализировать полученные результаты и делать выводы.