При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:
определения, выраженные местоимениями, стоят перед определениями, выраженными другими частями речи;
определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям;
определения, выраженные качественными прилагательными, стоят перед определениями, выраженными относительными прилагательными;
если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.
Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:
если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);
если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.
Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:
|
|
примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;
другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;
примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица предшествует главному слову.
Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя правилами:
строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;
в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.
Грамматические нормы современного русского языка
Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.
В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на типовые задания, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ.
Так, согласно спецификации экзаменационной работы 2006 года знание учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях:
· А4 – морфологические нормы;
· А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом);
· А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).
Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях.
А4. Образование форм слов различных частей речи