Невозможности нарушения, а другой - на невозможности ненарушения

Установленной системы. Поэтому ясен революционизирующий смысл сюжетных

Повествова-ний и значение, которое построение этого типа приобретает для искусства.

Будучи по природе динамическим, диалектически сложным началом,

Сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность

Произведения.

Сюжет - последовательность значимых элементе) текста, динамически

Противопоставленных его классификационному строю.

Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия

границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта,

отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых- в мифе,мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету.

Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена

Неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой,

обладающий способностью пре-одолевать границу, пересечение которой для

остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней,

простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства.

Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в

поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного

Пространства на две части одной границей является лишь наиболее

Элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией

Запретов разной значимости и ценности), то и пересечение

Границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный

Акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета.

Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух

так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это

Придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же

Эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в

Качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную

семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если

Нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в

Виде траектории движущейся точки, то художественный - переплете-ние

линий, получающих смысл лишь в сложном дина-мическом контексте. Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование.

Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет собой действие. При этом, если в системе активизируются

парадигматические отношения, то в повествовании на первый план

выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: