Советское уголовное право

В первые месяцы после революции было очень мало законодательных актов, на которых могла основываться деятельность судов по уголовным делам. К апрелю 1918 года имелось 17 специальных уголовно – правовых декретов.

Положением ВЦИК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года устанавливалась уголовная ответственность за сокрытие материалов, продуктов, неправильное ведение отчетности и другие злоупотребления, обнаруживаемые рабочим контролем на производстве. Декреты, принятые в 1917 – 1917 годах были направлены на решительную борьбу с контрреволюционными заговорами и восстаниями. В этот период под преступлением понималось действие или бездействие, опасное для интересов рабочего класса и всех трудящихся.

Цель наказания – подавление враждебных классов, воспитание элементов мелкой буржуазии и неустойчивой части трудящихся. В Инструкции КЮ революционным трибуналом от 19 декабря 1917 года была сделана первая попытка дать общий перечень наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискация имущества, общественные работы. Высшая мера наказания – расстрел – исключалась.

Он официально был введен 16 июня 1918 года. Наиболее часто применяемыми видами наказаний были лишение свободы и штраф. В целом уголовное право в этот период сделало шаг назад, как с точки зрения формально – юридической техники, так и обеспечения неприкосновенности и защиты интересов личности.

Важным событием для развития уголовного права явилось принятие ВЦИК в мае 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня. В кодексе нашла отражение четкая формулировка классовой сущности советского уголовного права. В нем указывалось, что «преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

УК РСФСР 1922 г. отказался от бессрочных и неопределенных приговоров вроде пожизненного лишения свободы или изоляции до наступления какого-либо события. Исключение составляло лишь бессрочное изгнание из пределов РСФСР.

Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притом аналогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению с правотворчеством судей на основе революционного правосознания, применявшимся раньше.

В Особенной части были систематизированы те рода и виды преступлений, которые накопила практика. На первое место были поставлены государственные преступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные и против порядка управления.

Следующие главы Особенной части посвящались должностным преступлениям, нарушениям правил об отделении церкви от государства, хозяйственным преступлениям.

Преступления против личности предусматривались только в главе V. Затем шли имущественные преступления и воинские.

Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14лет.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г. Кодекс не внес серьезных изменений в основные положения и принципы советского права, сложившиеся к тому времени.

УК РСФСР 1926 г. почти текстуально повторил определение преступления, которое давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул такой важнейший признак, как общественная опасность.

Развитие уголовного права привело к тому, что постепенно стала складываться специальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания в местах лишения свободы.

Режим в местах лишения свободы различался в зависимости от того, к какой категории относились заключенные. Кодекс предусматривал 3 основные категории: приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией, профессиональные преступники, а так же нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов, все остальные. В соответствии с эти места лишения свободы делились на трудовые колонии, исправительно-трудовые места, изоляторы особого назначения, переходные дома.

Согласно требованиям ИТК деятельность исправительно-трудовых учреждений должна была осуществляться в строгом соответствии с принципами социалистической законности.

Роста преступности в то время в принципе не отмечалось. Тем не менее, число осужденных к лишению свободы возросло. Суды, первоначально широко применявшие принудительные работы и штрафы, постепенно отказываются от них, чаще приговаривая к лишению свободы.

79. Правоохранительные органы в период НЭПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.

Прокуратура и адвокатура. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, в основу которого легло подчинение органов прокуратуры по вертикали - вышестоящим прокурорским органам. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики, назначал губернских прокуроров и их помощников. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий, наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти 4 функции сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене и опротестовывании решений незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК Принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в гос. организациях. Задачи: оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

ОГПУ. В февраля 1922г было принято постановление о замене ВЧК Объединенным Государственным политическим управлением (ОГПУ) при НКВД. На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ОГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Судебная реформа 1922. В ноябре 1922 г. было принято положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные, арбитражные комиссии. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: