Виды маркетинга

В зависимости от соотношения фактического и желаемого спроса.

Таблица 1.6.1

Вид маркетинга Содержание Состояние спроса
Конверсионный маркетинг Устанавливает, почему покупатели испытывают неприязнь к товару и можно ли изменить это отношение путем переделки товара, снижения цен или более активного стимулирования сбыта Большинство людей считают данный товар вредным, на рынке сложился “негативный” спрос на товар.
Стимулирующий маркетинг Создает спрос через увязку потребительских свойств товара с потребностями людей или через формирование условий для зарождения спроса Отсутствие спроса
Развивающийся маркетинг Оценивает величину потенциального спроса и создает соответствующее товары. “Скрытый” спрос (спрос на несуществующие товары)
Ремаркетинг Препятствует тенденции падения спроса путем изменения товарного предложения, улучшения обслуживания, активации стимулирования спроса. Падающий спрос
Синхромаркетинг Изыскивает способы сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, системы скидок, стабильного товарного предложения. “Нерегулярный” (колеблющийся) спрос
Поддерживающий маркетинг Поддерживает существующий спрос. “Полноценный” спрос
Демаркетинг Снижает уровень спроса. “Чрезмерный” спрос
Антимаркетинг Убеждает покупателя отказаться от вредных привычек путем антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживания. “Нерациональный” спрос

В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:

- микромаркетинг - имеет дело с маркетинговой деятельностью в рамках одной фирмы или одной товарной группе;

- макромаркетинг - его предмет связан с деятельностью, охватывающий широкий ассортимент товаров и услуг, а также с деятельностью в рамках крупных отраслей, страны в целом или в глобальном масштабе.

Классический подход к классификации маркетинга.

На рис. 1.6.1 представлен классический подход, содержащий такой критерий, используемый для дифференциации маркетинга на промышленный и потребительский, как вид товара. В соответствии с этим критерием происходит разделение маркетинга на три основные направления - маркетинг продукции производственно-технического назначения (промышленный маркетинг), маркетинг товаров народного потребления (потребительский маркетинг) и маркетинг услуг.

Рис. 1.6.1 Классификация маркетинга в зависимости от вида товар

В основе этого подхода лежат принципиальные отличия между продукцией производственно-технического назначения (ППТН) и товарами народного потребления (ТНП), а также услугами. Так, ППТН закупается в больших количествах для производственного потребления и участвует в производственно-технологическом процессе, что обуславливает необходимость оценки качества и его соответствия предъявляемым требованиям. Её стоимость входит в себестоимость готовых изделий, а значит требует более тщательных расчётов до совершения покупки. Кроме этого в принятии решения о покупке участвует несколько человек, включая руководящих работников. При производстве ППТН производитель ориентируется на конкретного конечного потребителя.

ТНП закупаются для личного использования в ограниченных количествах, они не участвуют в производственном процессе и не входят в себестоимость готовой продукции. Решение о покупке ТНП принимается обычно единолично.

Маркетинг услуг выделяется в отдельное направление, так как услуги имеют свои существенные особенности, которые предопределяют их рассмотрение отдельно от ППТН и ТНП. При всем своем разнообразии все услуги имеют 4 основные характеристики, которые отличают их от товара:

- услуги неуловимы, неосязаемы и носят нематериальный характер;

- процесс производства и потребления услуг неразрывен;

- услуги неоднородны, то есть могут менять качество;

- услуги не способны к хранению и быстро "портятся".

Несколько иной взгляд на классификацию маркетинга на промышленный и потребительский представлен на рис. 1.6. 2.

Рис. 1.6.2. Классификация маркетинга по стадиям воспроизводства

Главный критерий деления здесь - наличие производства, то есть процесса создания товара от его замысла и проектирования до изготовления. При этом вид товара значения не имеет. Настоящий взгляд базируется на том, что процесс маркетинга на промышленных предприятиях практически одинаков, он проходит одни и те же этапы: исследование рынка, замысел и проектирование товара, производство товара и процесс коммерциализации, серийное производство, налаживание системы сбыта и послепродажного обслуживания и обратная связь с потребителем. При этом вид выпускаемого товара значения не имеет.

Производитель будет выпускать ровно столько товара, сколько ему заказали, портфель заказов формируется заранее. Производитель старается всю свою продукцию реализовать по возможности крупными партиями крупным покупателям - оптовым или конечным.

Оптовая торговля является следующим звеном после процесса производства и распределения и имеет целью разукрупнить объёмы, предлагаемые к закупке, на более мелкие.

На последнем этапе - продажа товара конечному розничному потребителю - используются принципы и методы потребительского маркетинга. Таким образом, данная классификация различает маркетинг по стадиям воспроизводственного цикла: производство - обращение - потребление.

Деление маркетинга в зависимости от вида покупателя (цели покупки)

Концепция маркетинга ставит в центр внимания для продавца (производителя) покупателя. Маркетинг предполагает изучение нужд и потребностей покупателя с целью учёта их при производстве товаров. Конечной целью маркетинга является удовлетворение покупательских потребностей и предпочтений.

Учитывая такую теоретическую посылку, можно констатировать, что все покупатели делятся на оптовых и розничных. Более точно можно сформулировать, что покупателями могут быть люди (как розничные потребители) и фирмы (как оптовые потребители основной номенклатуры продукции и единичные потребители уникальной продукции - турбина, теплоход, уникальное оборудование и т.п.). Таким образом, можно выделить еще одну классификацию маркетинга на промышленный и потребительский в зависимости от вида покупателя (цели покупки) (рис. 1.6.3). В соответствии с этим, если покупатель розничный и целью покупки является личное потребление, то имеет место потребительский маркетинг. Если же покупатель оптовый и целью покупки является производственное потребление или перепродажа, то имеет место промышленный маркетинг.

Рис. 1.6.3. Классификация маркетинга в зависимости от вида потребителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: