Темы практических занятий

№ недели Модули и их содержание К-во часов
Модуль 1. Развитие навыков и речевых умений на уровне компрессии научной информации. Совершенствование технологии продуцирования письменной речи в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах.
  КЛК «Моя будущая профессия» Научная речь и язык моей специальности.
  Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессия текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста.  
2-3 План. Виды планов. Тезис. Составление конспектов. Конспектирование -творческий процесс. План развернутого содержания.  
  Цитирование. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат.  
  Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. Справочно-библиографическое описание.  
  КЛК «Моя будущая профессия» Научные достижения учёных нашего университета: учёба и увлечения.
  Реферирование научных текстов. Виды рефератов.  
  Рецензирование научного текста. Научная рецензия. Научный отзыв. Резюме-выводы  
  Модуль 2. Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере
  Культура речи. Две ступени освоения литературного языка. Типы норм литературного языка  
  Качества хорошей (образцовой) речи. Точность речи. Выразительность речи. Чистота речи.  
  Единицы разных уровней языковой системы.Логичность речи. Варианты языковых единиц.  
  КЛК «Моя будущая профессия». Культура профессиональной речи – образцовая речь моей специальности.
  Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Отбор языковых средств в речи.  
  Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Устная речь как показатель образованности и культуры человека.  
  Речевые тренировки, связанные с естественной деятельностью. Речевые тренировки, связанные с профессиональной деятельностью. Совершенствование этики речевого поведения.  
  Особенности делового общения. Речевой этикет. Деловой этикет.  
  Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Резюме. Анкета.  

Задания для СРС:

Контрольная работа

Вариант 1

1.Переделайте словосочетания по образцу: ученый открыл закон - открытие закона ученым.

Провести научные исследования в лаборатории. Разрабатывать технологическую схему металлургического передела руды. Достигать наиболее высоких показателей. Получить рудный концентрат механическими способами.

2. Проведите синтаксический разбор первого предложения. Разберите по составу слова: речевой, превратившееся, становятся. Просклоняйте словосочетание «речевой штамп» и составьте с ним предложение.

Речевой штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую универсальную единицу, что вызывает ее отторжение адресатами.

Речевой штамп аналогичен клише, или речевым стандартам в плане устойчивости, регулярной воспроизводимости, автоматизма использования, и противопоставлен клише в плане оценочности. Термином речевой штамп обозначается некоторое количество стилистически окрашенных средств, прошедших определенный путь в употреблении и критически оцененных общественным сознанием как далее непригодные.

Основная сфера, в которой рождаются и меняются речевые штампы, - это язык средств массовой информации. Широкая доступность и условия производства газетной и другой периодики подталкивают авторов к использованию готовых блоков, в том числе выразительных. Однако, если нейтральные, нейтрально-разговорные, нейтрально-книжные речевые обороты без ущерба выдерживают многократное повторение, образные обороты или обладающие выразительностью «речевые цитаты» из других стилей «стираются», «линяют», становятся собственной противоположностью в мире выразительных средств.

Не в каждом публицистическом жанре могут быть речевые штампы. Так, в жанре политического призыва, лозунга штампов быть не может.

Что же касается таких жанров публицистики, как очерк, лирико-публицистическая статья, репортаж, фельетон, то в них индивидуально-авторское начало должно проявляться так же широко, как в произведениях художественной литературы. Если это условие не соблюдается, то штампы неизбежны.

В культуре речи наличие речевых штампов свидетельствует о бедности языкового выражения мысли. Художественной речи штампованность полностью противопоказана.

Разновидностью штампов являются универсальные слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками, словами-спутниками или парными словами: работа – повседневная, уровень – высокий, поддержка – горячая.

В отличие от штампов, клише – речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику.

Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! Кто последний?).

3. Выпишите из текста термины. Составьте глоссарий. Измените по падежам 5 существительных. Сделайте синтаксический разбор 1 абзаца.

Сырье, материалы, топливо и энергия являются основой нормального функционирования экономики государства. Сырье - предмет труда, на добычу или производство которого был затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. Сырье подразделяется на промышленное и сельскохозяйственное.

Промышленное сырье - это сырье, полученное в результате работы предприятий промышленных отраслей, потребляемое главным образом в отраслях тяжелой индустрии (руда, нефть, уголь, песок, щебень).

Сельскохозяйственное сырье производится в отраслях сельского хозяйства (зерно, картофель, свекла) и потребляется главным образом отраслями пищевой и легкой промышленности.
Промышленное сырье может быть первичным и вторичным. Первичное сырье - предмет, на который впервые был затрачен труд. Вторичное сырье - отходы производства, физически или морально устаревшие предметы, подлежащие переработке. Первичное промышленное сырье может быть минеральным (продукция добывающих отраслей) и искусственным (синтетическим), произведенным в химических отраслях.
Минеральное сырье подразделяется на следующие группы:энергохимическое (уголь, горючие сланцы, нефть, природный газ, торф);рудное (руды черных, цветных, благородных и редких металлов);химическое (фосфориты, апатиты, калийные соли);

Вторичное сырье подразделяется на лом и отходы текущего производства (обрезь, стружка) и амортизационный лом, получаемый в результате износа основных средств.Основное сырье для цветной металлургии - руды. Руда - это природное материальное соединение, содержащее какой-либо металл или несколько металлов, а также неметаллические полезные ископаемые в концентрациях, извлечение которых экономически целесообразно. Руды цветных металлов отличаются низким содержанием полезных компонентов и комплексным характером.

Вариант 2

1. Преобразуйте страдательные обороты в действительные.

Образец: Железо, медь, серебро и другие металлы были применены еще до нашей эры. - Железо, медь, серебро и другие металлы применялись еще до нашей эры.

Шлак, содержащий много окислов железа, был отделен от железа под молотком. Для выплавки чугуна было применено твердое топливо - кокс. Жидкая сталь была получена без затраты дополнительного тепла. Современный высокий уровень металлургического производства основан на глубоких теоретических исследованиях и крупных открытиях. Немалая роль в таком прогрессе была сыграна русскими учеными и изобретателями.

2. Разберите слова по составу и подберите к ним однокоренные слова:
смачиваемость, сопутствующие, соединение, сростки, примеси, сплав. Продолжите ряд терминологических сочетаний из текста: Технологический процесс, рудный минерал, пустая порода, магнитная
восприимчивость...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА МЕТАЛЛА

На первой стадии технологического процесса производят отделение от рудного минерала максимально возможного количества пустой породы механическими способами, используя различия рудного минерала и минералов пустой породы в плотности, магнитной восприимчивости, электрических свойствах, смачиваемости поверхности частиц жидкостью. При этом руда разделяется на две части: концентрат, куда переходит основное количество природного рудного минерала, и хвосты, состоящие главным образом из пустой породы. При механическом обогащении руд невозможно полное отделение металла от сопутствующих соединений - в концентрате всегда имеется достаточно большое количество частиц, представляющих сростки рудного минерала с пустой породой. Удаление оставшегося количества пустой породы руды производят на второй стадии технологической схемы химико-металлургическими методами, используя различия в растворимости рудного минерала и пустой породы в химических реагентах. В тех случаях, когда не удается найти эффективный способ разделения пустой породы и природного рудного минерала, последний путем химической обработки преобразуют в другое соединение, существенно отличающееся по своим физико-химическим свойствам от пустой породы.

Итогом процесса второй стадии технологической схемы является получение либо химического соединения данного металла, содержащего небольшое количество примесей, либо металлический сплав. Иногда вторую стадию называют стадией получения «химического» концентрата. На третьей стадии в одних технологических схемах получают «черновой» металл (загрязненный примесями), в других - чистое химическое соединение металла, которое обычно служит исходным материалом для получения чистого металла на следующей стадии. На последней четвертой стадии получают чистый металл восстановлением соответствующего химического соединения или путем очистки «чернового» металла.

3.Заменить именные сочетания глагольными: изготовление из меди, определение продолжительности, развитие человечества, проведение больших работ, извлечение цветных металлов, получение различных химических веществ, изготовление изделий из руд и металлов, усовершенствования в обработке руд, увеличение добычи золота.

Вариант 3

1. Перестройте предложения, заменяя действительный оборот речи страдательным. Например: Все металлы характеризуются блеском. Для всех металлов характерен определенный блеск.

Металлы обладают способностью проводить тепло и электрический ток. Пластичные металлы под действием внешних сил не разрушаются. Каждый из металлов имеет определенную температуру плавления. Упругость показывает способность металла принимать свою первоначальную форму после снятия нагрузки.

2.Образуйте от названий цветных металлов прилагательные, составьте с ними словосочетания, например: Медь ~ медная проволока, цинк - цинковая емкость.

Составьте предложения с терминологическими словосочетаниями: промышленное значение цветных металлов, редкие металлы, применение никеля и хрома, избирательная восстановительная или окислительная плавка, металлотермические процессы.

Разделение металлов на черные и цветные является условным. Обычно к черным металлам относят железо, марганец и хром, а остальные металлы - к цветным. Термин «цветные металлы» не следует понимать буквально. Фактически существует лишь два цветных металла: розовая медь и желтое золото. Условно цветные металлы можно разделить на четыре группы:

1) тяжелые металлы - медь, никель, свинец, цинк, олово;

2) легкие металлы - алюминий, магний, кальции, калий, натрий, барий, бериллий, литий;

3) благородные металлы - золото, серебро, платина;

4) редкие металлы - молибден, вольфрам, ванадий, титан, стронций, уран, радий, торий и т.д.

Промышленное значение цветных металлов очень велико и особенно возросло с развитием новой техники, в том числе, связанной с реактивной и атомной энергетикой, освоением космического пространства и расцветом радиоэлектроники. Наиболее массовыми являются медь, цинк, свинец, олово, никель, алюминий, магний и титан.

В последние годы все более важное значение приобретают металлы, отнесенные к группе редких. Развитие современной авиации с широким использованием реактивных двигателей потребовало все большего применения не только никеля и хрома, но и молибдена и вольфрама.

Методы производства цветных металлов очень разнообразны. Многие металлы получают пирометаллургическим способом с проведением избирательной восстановительной или окислительной плавки, часто в качестве тепла и химического реагента используют серу, содержащуюся в рудах. Иногда применяют металлотермические процессы, используя в качестве восстановителей производимых металлов другие металлы с большим сродством к кислороду. Можно указать еще и такие способы, как химико-термический, цианирование и хлорид-возгонка.

В цветной металлургии, как и в черной, большое значение приобрела подготовка сырых материалов, в том числе дробление, обогащение, окускование и усреднение.

3. Разберите слова по составу и подберите к ним однокоренные слова: восстановить, ввозились, ускоривший, обеспечила, использование.

Составьте предложения с словосочетаниями: производство железа, сыродувные горны, чугун в домницах, кричные горны, пудлинговые печи, жидкая сталь в тиглях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: